Category: космос

Category was added automatically. Read all entries about "космос".

ПУТИН ПОДНИМЕТСЯ НА КОСМОНАВТАХ.

                                                                                                  ЧЕГО НЕ СДЕЛАЕШЬ РАДИ РЕЙТИНГА?





Владимир Владимирович Путин предложил увеличить зарплату космонавтам!
-"Предлагаю на 50% увеличить должностной оклад тех, кто слетал в космос, кто занимает позиции заметные в отряде космонавтов. И на 70% для тех,кто еще не летал и готовится стать космонавтом в прямом смысле слова. Это все будет отражаться и на надбавках. Поэтому надеюсь, что общий объем доходов будет для наших космонавтов заметен", - Путин ( https://ria.ru/20210412/kosmonavty-1727971569.html?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop).
А как же рыболовы и охотники? Ведь с 2012 года это официальный праздник! И в 2021 году его будут отмечать 11 сентября. Поэтому Надо прибавить 50% тем кто уже поймал рыбу и 70% тем, кто собирается ее ловить! Да и с точки зрения подъема собственного  рейтинга это куда выгодней. Хотя и дороже. Ведь рыболовов с охотниками у нас куда больше чем космонавтов...

"РОСКОСМОС" БОЛЬШЕ НЕ НУЖЕН.

                                                                  РОГОЗИН ХОЧЕТ РАВНОПРАВИЯ.




Американцы планируют построить на орбите Луны орбитальную станцию "Gateway". Россию исключили из обсуждения этой тематики после демарша Рогозина, который остался недоволен ролью России в этом проекте. Однако, основной вклад в проект вносили США. Соответственно вкладу учитывалась и роль страны в проекте. Рогозину доверили изготовить только шлюз для выходов в открытый космос. Больше Рогозин и "Роскосмос" американцам не нужны. Все остальное ШТАТы сделают сами. Так на кого обижаться? По одежке и ножки.

ПРЕСТИЖ ВЫЛЕТЕЛ В КОСМОС...

                                                                      КУДА ЛЕТИТ "АНГАРА"?






Ракета, разработка которой началась по решению научно-технического совета Военно-космических Сил РФ в далеком августе 1992 года, взлетела с космодрома Плесецк. Второй раз за 6 лет начиная с 2014 года.Темпы, прямо скажем, не ударные. Ибо носитель, создание которого началось целых 28 лет назад, до сих пор находится в стадии испытаний. И хотя двигатели "Ангары" РД-191 созданы на основе еще советского семейства РД-171/РД-180, темпы их производства оставляют желать много лучшего:
-"...в настоящее время срок изготовления двигателей у нас составляет от 18 до 24 месяцев", - генеральный директор НПО "Энергомаш"  Арбузов.
Это слишком долго, даже не взирая на то, что в рамках летных испытаний количество пусков сократили с 10-ти до 6-ти. Но для опоздавшей во времени ракеты, нынешняя интенсивность запусков остается критической. Тем более, что все ранее озвученные вопросы к носителю остаются в силе.
После первого пуска в 2014 году, "Роскосмос" отказался от модульной концепции "Ангары" ради легкого и тяжелого вариантов ракеты. А это исключает возможность массового выпуска комплектующих и увеличивает цену. Как следствие, никакого существенного преимущества перед старым проверенным "Протоном" она не имеет. Запуск "Ангары" обходится в 100 млн.$ против 65 млн.$ у "Протона". При этом, разница в массе выводимой нагрузки у них невелика. У "Ангары", в теории, она составляет 24 тонны против  22 у "Протона", по факту. Отсюда, для коммерческих пусков "Ангара" хуже "Протона" или многоразовой "Falcon"- 9 (52-62 млн.%)  при общих темпах к снижению:
-"Стоимость $28 млн за запуск - с учётом всего", - директор "SpaceX"  по интеграции носителей Кристофер Кулурис (Christopher Couluris).
Что касается сверхтяжелой версии "Ангара"- А5В с потенциальной нагрузкой в 37,5 тонн, то она не сможет составить конкуренцию Маску с его тяжелой "Falcon Heavy" на 60 тонн. И с точки зрения окупаемости, она совершенно не подходит для полетов к МКС, или запуска  спутников. А у военных необходимого количества задач для этой ракеты просто нет. В этой связи, МО РФ уже сократило финансирование программы по созданию 20 носителей "Ангара" в год на заводе в Омске.
Ключевыми вопросами остаются недостроенный под запуск "Ангары" космодром "Восточный" и проблемы с кораблем "Орел": (https://san-gennaro.livejournal.com/163388.html). И хотя "Ангара" должна будет стартовать с Восточного в 2021 году, полностью завершить возведение стартового стола 1А планируется только в 2025-м. Но ни денег ни компетенций на его создание пока нет. На космодроме после расформирования "Спецстроя“, на конец 2019 года было зафиксировано только 9 тыс.732 изменения: (https://www.rosbalt.ru/russia/2020/01/30/1825412.html). Это не говоря уже о том, что правду там трудно отличить от лжи:(https://www.kommersant.ru/doc/4586141). Поэтому:
-"Хочу проинформировать президента Казахстана: мы приняли решение по вашему предложению о продолжении и расширении сотрудничества в космосе с использованием Байконура. Мы в ближайшее время скорректируем планы, имею в виду использование космодрома "Восточный", чтобы активно работать вместе с вами по имеющимся предложениям, которые вы сформулировали", - Путин на саммите ЕврАзЭС 2017 год.
Иными словами, приоритеты были определены уже ранее.
Что касается пилотируемого космического корабля "Орел" (зкс-"Федерация"), который должна вывести на орбиту "Ангара", то этот КА с перевесом в 2,3 тонны до Луны не долетит, а "Ангара" его не потянет. Хотя над "Орлом" и  корпят уже более 10 лет. При этом, понятно, что данный корабль еще ни разу не летал, в то время, как КА от Lockheed Martin "Orion" для лунно-марсианских миссий, совершил свой первый полет в космос еще в декабре 2014 года. А в 2021-м он должен осуществить второй полет с облетом Луны. Отсюда в мечтах "Роскосмоса" планируется задействовать очередной разрабатываемый сверхтяжелый носитель "Енисей". Видимо создать новую ракету для Рогозина проще, чем облегчить неудавшийся "Орел". Но "Енисей", пока - только в нотных знаках...
И все это проходит на фоне рухнувшего финансирования, которое урезали на 150 млрд рублей:
-"Мы больше не можем конкурировать в космосе с другими ведущими в этой области державами... Финансирование научного космоса снижено фактически до минимума, что не позволяет нам конкурировать с NASA". - президент РАН Александр Сергеев: (https://topwar.ru/177617-rossijskie-problemy-kosmicheskogo-haraktera.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).
Однако, мечты остаются мечтами. Поэтому речь сегодня и идет о носителях сверхтяжелого класса "Енисей" и "Дон" на 100 - 140 тонн. Размах проектов, как  всегда, потрясает, но реальные возможности, как всегда, разочаровывают.
Что касается, в этой связи, "Ангары", то это один из самых распиаренных проектов "Роскосмоса". В нее вложено огромное количество времени и денег. Поэтому, его закрытие станет мощным ударом по имиджу страны и полной дискредитации "Роскосмома". Но и тянуть дальше этот "резиновый" проект с ущербной рентабельностью, Россия, так же не сможет. Так куда ты летишь,"Ангара"?

КОГДА ПОЛЕТИТ РОГОЗИН?

                                                           ЗА КОСМОС РОССИИ СЛОВ УЖЕ НЕТ!





Оказалось, что мир легко может обойтись без России. И огромная срана с мизирным относительно ее пространств населением, с более чем 30% мировых ресурсов, оказалась глубоко переферйной. И политически, и экономически. Этот факт стал неприятным сюрпризом для хозяев Кремля соразмерявших, до недавнего времени, свое величие с магией ее размеров. Однако, не создав ничего путного за 30 лет своего прозябания "новая россия" успела прогадить все, что досталось ей в наследство от бывшего СССР.
И лучшее в мире образование, и нефте-газовый комплекс, и оборонку, сохранившую за ней "великодержавный статус", и космическую промышленность. Но при всем этом, у "обнуленеца" повернулся язык заявить, что СССР мог делать только одни "галоши": (https://www.youtube.com/watch?v=onki6_Prtm4). Правда, сегодня, Россия уже и галоши не делает. Благо, Китай рядом.
Теперь, при убитой экономике, образование стало не востребованным  и опасным для власти, ибо оно воспитывает думающих людей. Российские газ и нефть элементарно никому не нужны в силу затаваривания рынка, лишив Путина половины его сырьевого бюджета. Ну а российский Космос без науки, денег и технологий, сгнил сам, став жертвой "естественного отбора" или "закона джунглей".
Еще вчера казалось, что после того, как американцы прекратили полеты своих "шатлов", у путинской России появился шанс сделать рывок на рынке пилотируемой космонавтики и прочно там закрепиться. Но вместо этого, она, как падальщик, решила зарабатывать халявные деньги доедая старое советское наследие - в роли космического извозчика. Не удивительно, что "духоскрепная"  безнадежно отстала в технологическом развитии превратив космическую отрасль в целиком убыточную. Храмы в шаговой доступности стали  важнее ракет. Даже "Незнайка на Луне" был вынужден признать, что положение России ухудшилось из-за упущенных ею возможностей по обновлению своего парка ракет-носителей. Правда, он сам и ответил на вопрос, почему этого не произошло. Ведь как это можно было сделать, если в конце 2018 года тот же Рогозин сам объявил о том, что 87%  производственного оборудования предприятий "Роскосмоса" уже устарело?  (https://www.rbc.ru/technology_and_media/22/11/2018/5bf646499a794741a6849ed0). В том числе и пилотируемый корабль "Союз", который летает в космос аж с 1967 года и уже исчерпал весь потенциал для своей дальнейшей модернизации:
-"Российская космонавтика находится в состоянии глубокого кризиса, связанного с тем, что советские заделы по ракетоносителям, космическим аппаратам, орбитальным станция в большой степени исчерпаны… Были потеряны фактически все (советские и) российские космические станции…Оказалось, что российское присутствие в дальнем космосе просто прекратилось. Оно сейчас исключительно в рамках совместных проектов осуществляется", - президент Фонда поддержки научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов.
Однако, жаловаться на отсутствие денег Дмтрию Олеговичу Рогозину не стоит. "Роскосмос" заливают деньгами, но его эффективность настолько мала а долги так велики, что трудно верить в его "светлое" будущее. Общий долг конторы Дмитрия Олеговича перед Родиной составлял в 2019 году 200 млрд рублей. При этом ежегодно он получает еще десятки миллиардов безвозмездно из госбюджета. Эти данные даже начали секретить:  (https://lenta.ru/news/2020/07/29/sekret/). К слову, только Центр имени Хруничева должен был своим кредиторам 111 млрд руб: (https://www.rbc.ru/politics/02/11/2018/5bdc059c9a7947180b0ad9a9). Убытки же ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия", производящей тот самый древний "Союз", составляли 35 млрд руб. И чтобы покрыть долги, Центр имени Хруничева, например, вынужден продать 80%  площадей своего предприятия в Москве под жилую застройку, и просит еще 33 млрд руб. на погашение банковских кредитов. Ну как тут не согласиться с помощником Путина Белоусовым заявившим, что:
-"...в организации работает огромная масса людей, которая ни фига не может заработать деньги...А "Роскосмос" с советских времен живет за счет бюджета и работает практически без прибыли".
А откуда ему эту прибыль взять если с 2013 - 2018 годы доля России на рынке космических пусков сократилась с почти 50% до 10%? В то время, как с 2011 - 2017 годы доля США на рынке коммерческих запусков выросла с нуля до 54%!  Это означает, что Россия теряет до 2 млрд.$ ежегодно. Почему? Да потому, что на старых кораблях никто не хочет летать или запускать спутники:
-" Корабли "SpaceX" "более выгодное решение по всем аспектам, от стоимости, до комфорта и численности экипажа вместе с полезной  нагрузкой..."NASA" проведет более качественную и быструю подготовку, а также имеет более продвинутое оборудование",- заявили в космическом центре Муххамаеда бин Рашида в ОАЭ (Объединенные Арабские Эмираты). И вызвано это было тем, что в ОАЭ выбрали "NASA" вместо "Роскосмоса" для подготовки и запуска своих космонавтов на МКС:
-" Мы рады сообщить о подписании договора с "NASA" для обучения астронавтов ОАЭ потенциальным миссиям на Международную космическую станцию, включая выход в открытый космос и продолжительные миссии на станции Программа подготовит нашу молодежь и астронавтов к будущим полетам", - эмир Дубая:(https://twitter.com/HHShkMohd/status/1308057518132912129).
 От  услуг "Роскосмоса" отказались и в Европейском космическом агенстве. Иными словами, теперь американцы перекладывают российские деньги себе в карман, превращая МКС в доходный атракцион - космический "Диснейлэнд". Ведь, ранее, в основном, все российские пуски являлись коммерческими и оплачивались не столько российскими, сколько иностранными заказчиками. И "NASA" в том числе. В этой связи, "Роскосмос" лишившись своей монополии на пилотируемые полеты к МКС рискует потерять почти и весь космический рынок. А как по другому, если менее 20% экипажей станции были представителями России, а свыше 60% - американцы?
Для информации. В 2018 году доля России по доставке и возвращению экипажей с  МКС составляла 100%, а по доставке грузов на станцию - 33,3%. Однако, подобные Эмиратам решения стали причиной того, что по количеству пусков Россия скатилась на третье место после США и Китая. Ибо американский носитель "Falcon"- 9  от "SpaceX", оказался дешевле своих аналогов за счет возможности его многоразового использования. А заказчики стали искать альтернативу России из-за сбоев при пусках и проблем с контролем качества российской техники::
-" Все это (череда аварий) привело к тому, что мы с первого места по пусковым услугам, которое еще было в 2014 году, откатились на третье, пропустив вперед США и Китай", -  вице-премьер РФ Юрий Борисов (https://ria.ru/20190123/1549781163.html)
Кроме того, сокращению доли РФ на рынке способствовали разработки от "Arianespace" (Франция), "Mitsubishi Heavy Industries" (Япония) и даже индийской "Antrix". Ведь мир не стоит на месте.
Так, американская "SpaceX" превзошла "Роскосмос" по количеству гражданских пусков еще в 2017 году - 16 против 14. Хотя еще пять лет до этого  это соотношения было всего 2 к 26. Ну а в 2018 году Илон Маск опередил Рогозина уже по всем видам пусков - 21 против 20.
Плохо и то, что с 2012 года "NASA"  уже самостоятельно доставляет и возвращает грузы с МКС на беспилотном корабле "Dragon" от той же "SpaceX". А с 2013 года - с помощью беспилотного "Cygnus" от "Northrop Grumman Innovation Systems". Естественно, что  заказы от "NASA" на использование "Прогрессов" сильно уменьшились, и "Роскосмос" был вынужден сократить планируемые, ранее, запуски своих пилотируемых  кораблей к МКС в 2020 году.  Аж в два раза, из-за начала полетов американских кораблей на станцию. Так как ШТАТы начинают обещанную эксплуатацию своих "Starliner" от "Boeing", и "Crew Dragon" от "SpaceX".
Правда, как обычно, Дмитрий Олегович Рогозин обещал нам отыграться уже в 2019 году и провести рекордное число запусков - 45. Однако, с трудом осилил лишь 19-ть, так и оставив РФ на "почетном" третьем месте:
-"Денег (в постсоветское время) удавалось наскрести только на насущную работу и постепенную модернизацию космической техники, без  возможности серьезного развития... На техническом и кадровом советском заделе удалось продержаться 20 лет, но дальше началась стагнация",-  член Российской академии космонавтики им. К.Э.Циолковского Александр Хохлов: (https://realnoevremya.ru/articles/188334-mesto-rossii-v-kosmicheskoy-gonke-vyshe-indii-no-nizhe-ssha-i-kitaya).
В этой связи, есть что вспомнить! В 60-е годы в СССР был разработан космический истребитель "Спираль", плодами разработки которого сегодня пользуются американцы. В 80-е ракеты (разного назначения) стартовали почти каждую неделю. А беспилотные КА (космические апараты)  осваивали дальний Космос и Луну. На орбите Земли летала своя станция "Мир". Был создан и испытан комплекс "Буран-Энергия".
Но после развала страны и ее экономики, "новая россия", ради собственного выживания, стала распродавать все - от "Лунохода" на Луне и музея космонавтики на ВДНХ, до ракетных двигателей и поношенных скафандров: (https://www.discovermagazine.com/the-sciences/the-bloc-on-the-block)
Ставка  была сделана на сотрудничество с Западом (прежде всего с США), нуждавшегося в советских технологиях. В свою очередь американцы, поставив Россию в зависимое от своих заказов положение, выбросили ее за борт после того, как получили желаемое. И теперь, с 31 декабря  2022 года Пентагон запретил пользоваться услугами России по космическим пускам другим странам, если они находятся под санкциями США (https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/6490551). Если учесть, что иностранные заказы составляли до 25% всех доходов "Роскосмоса", то вряд ли он сумеет это "пережевать". Благо, сегодня, американцы больше не нуждаются и в закупке российских двигателей РД-180 (упрощенный советский РД-170) для своих  "Atlas"- 5. Их в 2019 году превзошел по пускам родной "Merlin" - 84 раза против 83-х: (https://topcor.ru/14349-raketnyj-dvigatel-spacex-otvoevyvaet-populjarnost-u-rossijskogo-rd-180.html). И  по заявлению командующего Космическими силами США генерала Джона Реймонда, США перестанут закупать ракетные двигатели РД-180 после 2022 года:
-"Закон предписывает более не закупать дополнительные двигатели после 2022 финансового года. Мы должны отказаться от РД-180 в установленные законом сроки...мы должны получить доступ к космосу, который имеет решающее значение для нашей нации, это ее жизненно важный интерес...Во-вторых, мы должны увеличить конкуренцию, что санкционировано законом, поэтому мы должны отказаться от РД-180", -  Джон Реймонд.
 А ведь их закупка американцами, поддерживала на плаву РКК "Энергию". При этом, в ходе испытаний и доработок, американцы снизили стоимость своих двигателей на 24% по сравнению с 2012 годом.
Отсюда, можно предположить, что лишившись американских и европейских заказов, остановившаяся в своем развитии сырьевая Россия, не сможет компенсировать их потерю внутренними. У нее для этого нет ни финансовых, ни производственных возможностей для такое количество запусков, которое оправдало бы затраты на них. Да и, вряд ли, российские космонавты будут оплачивать кресло в "Союзе" по ценнику NASA в 70-80 млн.$. При том, что сегодня, мировой космический рынок, по данным "Euroconsult", оценивается в 250 млрд.$ в год. И это без учета еще 63 млрд,$  из государственных бюджетов. Но доля России на нем занимает менее 1%.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИМ ЗВЕНОМ ЕСУ ТЗ "СОЗВЕЗДИЕ".

                                                               КОГДА ЗВЕЗДЫ НЕ СХОДЯТСЯ.







В конце 90-х и начале 2000 - х годов, после "управляемого" чеченского конфликта, НАТОвских бомбардировок Югославии и войны в Ираке стало понятно, что система управаления войсками "эрэфии" является полным отстоем. Организация разведки,наведения и управления российской армии не соответстовали потенциальным войнам 21-го века. И для создания современных АСУ (автоматизированных систем управления) и систем связи стал необходим качественный прорыв.
Положение было тем более удручающим, что наши "потенциальные партнеры" имея опыт создания всемирной интернет-паутины уже в 2000-м году имели свой "тактический интернет", который обеспечивал им создание единого информационного пространства и обмена информацией по принципу "каждый с каждым". В  результате чего, американцы сумели повысить боевые возможности своих тактических подразделений в три раза. Облинившиеся янки вообще перестали рисовать карты и передавать боевые донесения голосом по радио. Американские офицеры стали использовать распределенную информационную систему боевого управления FBCB2 ("Force XXI Battle Command Brigade or Below"), которая охватывала тактические звенья на уровне бригада-батальон-рота. То есть, они заложили основы боевого принципа известного сегодня, как СЕТЕЦЕНТРИЧЕСКАЯ ВОЙНА.
Расходы на реализацию этой компьютерной игрушки для генералов были запланированы на 10 лет в рамках синтеза программ по созданию единого информационно - коммуникационного пространства "всего лишь" за 200 млрд.$. Конечным результатом проекта должна была стать "Глобальная информационная сеть" (ГИС) МО США  ("Global Information Grid") для информационного обеспечения всех элементов системы национальной безопасности страны, в том числе и вооруженных сил. Программа строительства ГИС была утверждена директивой МО США № 8100.1 от 19 сентября 2002 года: ("DODD 8101.1, Global Information Grid (GIG) Overarching Policy", 19 September 2002).
Понятно, что "духоскрепная", полностью развалившая все советское наследие, но зато преуспевшая в строительстве храмов в шаговой доступности похвастаться подобным объемом финансирования не могла. Даже в рублевом эквиваленте, хотя тот и звучал куда лучше чем долларовый, если не пересчитывать по курсу.
В результате, указом Президента Российской Федерации от 2000 года перед ОПК  (тогда Объединённая приборостроительная корпорация) была поставлена супер-задача по созданию ЕСУ ТЗ  (единой системы управления войсками и оружием в тактическом звене). Разработку которой доверили воронежскому концерну "Созвездие", что и дало одноименное название всей системе - ЕСУ ТЗ  "Созвездие". И работа понеслась!
Официально, "Созвездие" начало разработку своей ЕСУ ТЗ с 2001 года:
-"Это ведущий наш разработчик по программе "ЕСУ ТЗ" - единая система связи и управления тактического звена для вооруженных сил",- заявил тогдашний вице-премьер российского правительства  Дмитрий Олегович Рогозин.
В целях сокращение цикла боевого управления (от бригады и ниже) ЕСУ ТЗ "Созвездие" должна была объединить между собой всех участников боя в реальном времени: людей и технику в единую компьютерную игру. Где командиры батальонов и рот смогли бы получать картинку с беспилотников и самолётов-разведчиков, связываться со штабом, отдавать приказы бойцам по цифровым каналам с огромной пропускной способностью, включая видео и другие альтернативные виды данных. А у бойца на экране приёмника- наладонника должен был появиться маркер указывающий координаты цели для атаки.
В результате, базовый комплект ЕСУ ТЗ для ВС России был создан в 2007 году и был передан в опытно-войсковую эксплуатацию. Однако испытания системы показали ее низкую надежность и высокую стоимость: (https://regnum.ru/news/economy/1258994.html). Но через год "интенсивного труда" в ноябре 2009 года разработка воронежского концерна "Созвездие" прошла испытания в Наро-Фоминске, И как оптимистично сообщал тогда генеральный конструктор "Созвездия" Вадим Потапов:
-"... опытная эксплуатация системы первой очереди должна завершиться в ноябре 2009 года,а второй - в начале 2010-го. После этого система должна начать поступать в войска".
Однако, на учениях "Ладога-2009" военные и разработчики беспилотников (БПЛА) из Ижевска отметили полную несогласованность работы "Созвездия" не только с их дронами, но и с импортными израильским беспилотниками:
- "Ну запустили их, ну убедились что летают, ну посмотрели на картинку в мониторе. А что с ними делать дальше - никто пока не знает...Программа пока не предусматривает обработку информации в процессе полета...", - пояснили в Генштабе.
Ну а вторая очередь испытаний в 2010 году вообще закончилась полным провалом! Одевшие погоны вчерашние выпускники ЕГЭ после 6 месяцев обучения (при сроке службы в 1 год), так и не смогли справиться со слишком сложным интерфейсом программного комплекса, в котором нужно было "очень долго разбираться, запоминать различные сочетания клавиш и алгоритмы действий". В результате:
-"Фактически, чтобы пользоваться этой системой, боец должен стать программистом. А это не каждому дано", - отметили в военном ведомстве.
И можно было бы все это списать только на армейских недоучек, но в ходе прошедших в декабре на полигоне Алабино батальонно-тактических учений (два мотострелковых батальона, дивизион САУ, три танковых роты, зенитный дивизион, несколько самолетов "противника" и батальон связи) было зафиксировано 137 отказов и сбоев функционирования системы в течении недели. И только 12 из них - из-за ошибок бойцов.
Более того, в радиусе действия комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) на этом полигоне Таманской дивизии прекратила работу не только сама система "Созвездие", но и вся электронная аппаратура. При том, что данная система позиционировалась, как способная работать в условиях кибератак и радиоэлектронного подавления.
Отсюда, уже тогда, в Минобороны РФ стали присматриваться к зарубежным аналогам - на случай возможного фиаско с отечественной системой. И в Генштабе стали рассматривать возможность частичных закупок АСУ во Франции и Израиле. Правда, западные санкции наложили "вето" на эти планы.
В результате, научно-техническим советом концерна "Созвездие" было принято решение об устранении недостатков в системе автоматического управления войсками:
-"Научно-технический совет отметил необходимость взаимосогласованных действий при подготовке учений в 2010 году, а также при совершенствовании ЕСУ ТЗ на период до 2015 года и на дальнейшую перспективу, в том числе с учетом зарубежного опыта создания АСУ ВС", - сообщила пресс-служба концерна.
И работа понеслась!
-" По результатам работы межведомственной комиссии где-то в ноябре-декабре должны принять на вооружение все базовые средства системы",- сообщил 17 октября 2011 года все тот же генеральный конструктор ЕСУ ТЗ Вадим Потапов.
Однако, ранее, в марте того же 2010 г. на полигоне Струги Красные прошли КШУ (командно штабные учения) 76-й гвардейской десантно-штурмовой дивизии, в ходе которых отрабатывались элементы сетецентрического метода управления войсками. Но о результатах самих учений – ни слуху, ни духу! И по мнению разработчика автоматических систем управления Дмитрия Кандаурова, в системе мало что изменилось:
-"Заниматься решением принципиальных вопросов никто не будет ни в "Созвездии", ни в Министерстве обороны, ни в Генштабе. В лучшем случае – косметические изменения программного обеспечения, затем – очередной этап войсковых испытаний, и комплекс таки примут на вооружение. Несмотря на очевидные и пока неискоренимые (без решения принципиальных вопросов) недостатки. Через полгода-год поставят комплекс в серию. И будут оснащать им войска. По 8 млрд.рублей за один комплект (!) общевойсковой бригады", - (https://army-news.org/2010/11/kompleks-esu-tz/).
Ни через пол-года, ни через год ЕСУ в войска не пошла. Но кроме этого, как отмечали военные:
- "...даже если ЕСУ ТЗ доведут до ума, следует учитывать, что ОАО Концерн "Созвездие" не может пока производить более 4 бригадных комплектов в год, а общевойсковых и других бригад только в Сухопутных войсках - 85…".
Учения "Кавказ-2012" так же не дали ответа о готовности "Созвездия" к поставкам в войска:
-"...в новой системе есть еще кое-какие проблемы, ее необходимо дорабатывать и совершенствовать...", - сообщал тогдашний главнокомандующий Сухопутными войсками генерал-полковник Владимир Чиркин.
Тогда, одной из причин ошибок были объявлены "программные и иные недостатки архитектуры данной автоматизированной системы боевого управления". Но самое интересное то, что разработчики военной техники для которых "Созвездие" и создавалось, не то, что бы были неготовы интегрировать его в свои изделия, но они даже не слышали о нем! Когда Путин, в свою бытность председателем правительства знакомился с Су-57, он спросил у его разработчиков:
- "А он (самолет) уже интегрирован в "Созвездие"?"
 На что получил классный ответ конструктора:
 - "А что это вообще такое? В первый раз слышу".
 Да и чего с него было взять, если НИИ Тихомирова для Су-57 до сих пор нормальный радар с АФАР поставить не может?
В 2016 году, ЕСУ ТЗ "Созвездие" прошла испытания в ходе стратегических командно-штабных учений (СКШУ) "Кавказ-2016":
-"На базе 2-й мотострелковой дивизии в настоящее время идут испытания единого тактического комплекса управления "Созвездие", который показал себя в ходе учений "Кавказ", - гвардии генерал майор Александр Чайко.
Правда как эта система себя показала, он не уточнил. Но вот бывший гендиректор "Созвездия" Азрет Беккиев, тем не менее, был смещен со своей должности и переведен на работу генконструктором. А его место занял Александр Якунин. И работа понеслась!
Уже в ноябре 2017 года начальник Генерального штаба ВС России Валерий Герасимов заявил что:
- "Завершена разработка единой автоматизированной системы управления войсками и оружием в тактическом звене. Её эффективность подтверждена на стратегических учениях „Кавказ-2016“ и "Запад-2017“".
В том же месяце, глава МО РФ Шойгу похвастался, что возможности ЕСУ ТЗ "Созвездие" "доведены до заданных Минобороны требований". И более того!  До 2020 года в войска должны были поступить 40 бригадных комплектов ЕСУ ТЗ на сумму свыше 300 млрд рублей: (http://newsruss.ru/doc/index.php/%D0%95%D0%A1%D0%A3_%D0%A2%D0%97)
Да не тут-то было! По данным источника "Военно-промышленного курьера" оказалось, что "доведенная до заданных Минобороны требований" система соответствует техническому заданию 2000 года! Т.е. уровню 17 летней давности от подписи Путина и начала ее проектирования. Но не современным требованиям! ЕСУ просто успела состариться еще толком и не родившись. Поэтому, чуть ранее, в августе, гендиректор "Созвездия" Александр Якунин был уволен с занимаемой должности с формулировкой что:
-"Он не смог оправдать ожидания и существенно изменить ситуацию на предприятии", - (https://regnum.ru/news/economy/2309209.html).
Правда, это версия официальная. И она не озвучивает уголовное дело о хищении более 92 млн. рублей и долгах концерна: (https://bloknot-voronezh.ru/news/u-sozvezdiya-tyemnaya-polosa-sud-reshil-vzyskat-s--1025833?sphrase_id=674545)
Но патрон в обойме сменили и на место "неудачливого" Якунина пришел "энергичный" Алексей Бочаров. И работа понеслась!
-" Один контракт решает все проблемы.То есть Минобороны остается только нажать условную красную кнопку, мы со своей стороны берем на себя всю полноту ответственности за работу системы, которую эта кнопка запускает. Кстати, подобный контракт позволяет сэкономить бюджету большие деньги, мы считали, порядка 8 млрд. рублей...Мы приступаем с 2019 года к масштабным поставкам системы. Производство запускаем уже в этом году. Если раньше поставки различных видов машин и оборудования осуществлялись отдельно разными заводами, то теперь единую связующую роль взял на себя концерн "Созвездие". То есть мы поставляем "под ключ" весь комплекс технических решений, включая их сервисное обслуживание в течение десяти лет" - заявил Бочаров.
Лихо! Вот только никакой системы тактического звена ЕСУ ТЗ "Созвездие" в войска РФ так и не поступило! Ни в 2019, ни в 2020 году. Ее просто нет, от слова "СОВСЕМ!"
  Поэтому, патрон опять отстрелили и новым руководителем концерна "Созвездие" в 2020 году стал "иноватор" Михаил  Артемов. И работа понеслась!  (http://ros-oborona.ru/novym-rukovoditelem-koncerna-sozvezdie-stal-mixail-artemov.html).
  Ведь в нынешнем 2020 году Воронежский концерн "Созвездие" впервые ушел в убытки на 1,6 млрд рублей!(https://abireg.ru/newsitem/81996/).
  В результате, за 20 лет бесконечных обещаний и выброшенных на ветер миллиардов, путинская Россия так и не смогла создать  современной системы управления войсками. Ее проект оказался таким же бездарным, как и 20 лет правления инициировавшего ее президента.
  И это еще не все! Ведь дело в том, что ЕСУ  "Созвездие" плотно завязано на отечественную глобальную систему ГЛОНАСС, которая на данный момент уступает американским группировкам "INMARSAT", "IRIDIUM" или разведывательным спутникам Национального управления военно-космической разведки США ("National Reconnaissance Office" - NRO) и не лишена проблем: (https://topwar.ru/161709-chto-proishodit-s-glonass-proizvodstvo-kosmicheskih-apparatov-pod-ugrozoj.html). Она требует запуска новых космических аппаратов военного и двойного назначения в том числе в рамках ЕКС (единая космическая система). Однако, по словам главкома ВКС России генерал-полковника Сергея Суровикина, ждать ее ранее 2024 года не приходиться. Ибо все запуски спутников завязаны на кого? Правильно! На Дмитрия Олеговича Рогозина! (https://san-gennaro.livejournal.com/200441.html). Поэтому дальше можно не комментировать. Но, похоже, что для Шойгу эвезды уже так и не сложатся в "СОЗВЕЗДИЕ"...

ХОХЛОМА УХОДИТ В КОСМОС!

                                                  ИЛИ  "РОСКОСМОС", КАК НАРОДНЫЙ ПРОМЫСЕЛ.








Креатив Дмитрия Олеговича Рогозина, поистине безграничен! Только недавно "Правительство РФ приняло решение о сокрытии информации по закупкам и контрактам "Роскосмоса"":( https://versia.ru/skolko-oshibok-nuzhno-sdelat-dmitriyu-rogozinu-chtoby-poteryat-kreslo-glavy-roskosmosa?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com), как Дмитрий Олегович опять решил привлечь к себе внимание. Вы думаете он запустил "Ангару-А5" или "новый" "Союз", тоже пятый, который "Роскосмос" лабает на основе старого украинского "Зенита"? Думаете, что это орбитальный самолет, детище еше советской  "Спирали"? А может быть Дмитрий Олегович наконец-то достроил космодром "Восточный" или запустил "Морской старт"?
Ни то, ни другое! Ни за что не догадаетесь! Дмитрий Олегович занялся рекламой народных промыслов! С этой целью, "Генеральный директор "Роскосмоса" предложил раскрашивать российские космические корабли", под Хохлому, Гжель и Федоскино: (https://www.rbc.ru/society/10/08/2020/5f3131f49a79472e9d7491e1).
Не забыто и "Золотое кольцо" России (там бы, правда, еще бы реставраторам поработать!) для рекламы внутреннего туризма. При этом, Дмитрий Олегович,назвал космические корабли США "гламурными версиями "Союзов"". И нам только остается догадываться как будет раскрашен "перспективный" пилотируемый транспортный корабль "Орел" (он же бывшая "Федерация") о перспективности которого мы слышим уже 10 лет: (https://san-gennaro.livejournal.com/163388.html).
-"Перспективный пилотируемый транспортный корабль "Орел" - это корабль намного более мощный, защищенный и обеспеченный всеми функциями для работы на дальних орбитах, то есть за пределами ближнего космоса", - Дмитрий Олегович Рогозин.
Правда, общая масса этой "перспективы" за десятилетие выросла до 22,3 тонн вместо ранее заявленных 17-ти, и кто сегодня сможет "толкнуть" этого потолстевшего "Орла" за "пределы ближнего космоса" - большой вопрос! Но разве это важно? Ведь можно же еще рекламировать и русских передвижников! Репина, Сурикова, Крамского, Левитана...И в этом смысле, у "Орла" и "Роскосмоса" - действительно большие перспективы.

КОСМОС ДЛЯ МАСКА А ДЛЯ РОГОЗИНА МЕЧТЫ.

                                                                               ДОЛЕТАЛИСЬ?


     Авиа - эксперт и бывший конструктор КБ " Сухого" Вадим Лукашевич  о перспективах российской космонавтики.



                             

"БАТУТ РАБОТАЕТ!" - ИЛОН МАСК.

                                                                              ОБДЕЛАЛСЯ!





Журналист Рогозин облажался в очередной раз! Еще в 2014 году он хохмил на тему батута, на котором американцы будут без него летать в космос:
-"Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута".
Но прошло всего 6 лет и он, сегодня, вынужден делать "хорошую мину при плохой игре" и угодливо поздравлять главу "NASA" с успехом "Crew Dragon:
-"Дорогой Джим Брайденстайн, поздравляю Вас с успешным запуском и стыковкой. Браво! Я знаю, как сильно Вы хотели, чтобы это важное событие стало успешным. Желаю команде NASA успешного завершения воссоздания своей национальной космической транспортной системы",- Рогозин в "Twitter".
А что еще этот "мечтатель" мог сказать? Язык - как помело, а дел - не видно! Ведь по истечении 10 лет США не просто вернули своих астронавтов на МКС без помощи "Роскосмоса", но  и на своем собственном комическом корабле аналогов которому у России нет.
31 мая, американский пилотируемый корабль "Crew Dragon" с астронавтами Дагласом Хёрли и Робертом Бенкеном на борту осуществил стыковку с Международной космической станцией. И в отличии от трепотни Рогозина, это стало очередным конкретным успехом Маска:
- "Батут работает", - Илон Маск.
А это означает потерю Россией своей монополии на доставку людей на МКС после прекращения использования челноков "Space Shuttle" в Штатах. Отныне, кораблями "Boeing" и  "SpaceX"  NASA планирует доставить на МКС до 2024 года 48 астронавтов.
Ранее с 2011 года, США заплатили России за доставку своих астронавтов на МКС более 3 млрд.$. Цена только одного места для астронавта в "Союзе" составляла 82 млн.$. Но сегодня, Маск готов снизить ее на американском носителе "Falcon" до 55 млн.$. И если прежде,"Роскосмос" отправлял в среднем на МКС шесть западных астронавтов, то теперь об этом можно будет только мечтать.Ведь контракт "NASA" с "Роскосмосом" истек в феврале 2020 года. И теперь кантора Рогозина будет лишаться 500 млн.$. ежегодно.
Это неизбежно скажется не только на корпорации "Энергия", производящей "Союз МС", но и на всей российской пилотируемой космонавтике, которая фактически финансировалась за счет сотрудничества с американцами.При этом, долги самой "Энергии", сегодня, превышают 30 миллиардов рублей из-за провалов со спутниками связи для Египта ("EgyptSat-2" накрылся через год после пуска в мае 2015-го) и Анголы ("AngoSat-1" накрылся сразу в декабре 2017 года).
Еще сильней усугубляет ситуацию то, что американский двигатель "Merlin" уже превзошел российский РД-180 по количеству пусков (84 у "Merlin" против 83 для "Atlas"- 5 с РД-180 https://lenta.ru/news/2020/04/25/merlin/). Это отличный показатель надежности. И, похоже, что американцы скоро перестанут за него платить. К 2022 году Штаты решили полностью отказаться от РД-180 для "Atlas" - 5. В этом случае, последний ручеек денег для Рогозина исчезнет. Отсюда и его заявления, что:
-" По сути дела, 2022 год - это наш рубеж.", - Рогозин.
 Правда, этой "зависимости", по большому счету, никогда и не было, т.к. большинство носителей в США использовали родные двигатели.
Как следствие, будущее "Роскосмоса" становится неопределенным. Ибо большинство проектов - только мечты. Например  рекламируемая Рогозиным тяжелая ракета "Ангара" выглядит более чем проблематично. Один ее пуск оценивается в 100 млн.$. А это  в 1,7 раза  дороже старого российского "Протона" или американской "Falcon" - 9 того же Илона Маска. Отсюда возникают и вопросы к ее коммерческим перспективам.
 Лунная программа? Но для этого, в нынешних экономических условиях, всем россиянам придется спустить последние штаны...
 Модуль "Наука"? Он там же, где и вся российская НАУКА, как таковая...
Вобщем, если коротко, то МКС перестала быть способом зарабатывания денег для "Роскосмоса". И эпоха "космического извозчика" для Рогозина закончилась. Но ничего мало мальски путного, кроме фантазий, у него не наблюдается.

КОСМИЧЕСКИЕ БОЛТЫ ДЛЯ ТРАМВАЕВ

                                                   ИЛИ ПОЧЕМУ  "ПРОТОНЫ" НЕ ЛЕТАЮТ?






"Роскосмос" - это анекдот!  Факт неудивительный, ибо возглавляющий космическую отрасль России Дмитрий Олеговия Рогозин - журналист. Т.е. писатель. Впрочем, и вице-премьер Мутко, например - был инженер-механик водного транспорта, министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев - менеджер и дипломат, благо его папа сподвижник ВВП в СовБезе. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров - социолог. Разорвавший  нефтяную сделку в ОПЕК+  министр энергетики Александр Новак вообще инженер-металлург. А глава МинОбороны Сергей Шойгу в армии не служил от слова "совсем" и по специальности он инженер-строитель.
Иными словами, зачем нам "профессиональные", когда нужны "верные". И данный принцип является определяющим для всех "эффективных менеджеров"  нынешней России  "де-факто". Естественно, что Дмитрий Олегович Рогозин здесь не исключение.
Поэтому удивляться тому, что вся космическая отрасль России теперь завязана на трамвайное производство, не стоит. И это ни разу не шутка:
-"Три находящихся на космодроме Байконур в Казахстане ракеты "Протон-М" из-за обнаружения в них бракованных деталей отправляются для замены компонентов обратно в московский Центр Хруничева...На "Протонах" обнаружили проблемы с болтами, используемыми во внутреннем крепеже элементов. Детали были перекалены на производстве, что негативно сказалось на их прочности" (https://lenta.ru/news/2020/03/11/rocket/).
Аказию выявили при испытаниях второй ступени ракеты, что привело к необходимости замены более тысячи болтов в топливных магистралях носителя:
-"Проанализировав ситуацию, специалисты пришли к выводу, что замена комплектующих на трех ракетах "Протон-М", находящихся на Байконуре, может быть сделана только в заводских условиях", - РИА "Новости".
Через месяц простоя выяснили, что все три "Протона" требуют переборки. И это не считая оплаты проезда до Москвы и обратно. Ну а необходимость сего путешествия определила проводимая в экономике страны и "Роскосмосе" оптимизация, в результате которой изготовление крепежа (болтов) было, ранее,передано на трамвайное производство Уральского Усть-Катавского вагоностроительного завода ("УКВЗ"). И здесь начинается самое интересное!
Оптимизированный трамвайный "УКВЗ", где средняя зарплата у работяг составляла примерно 12-15 тыс.руб.взялся за дело ударными темпами по принципу "чем больше сдадим, тем лучше!". В конечном счете какая разница, трамвай или ракета? В результате:
-"По технологическому процессу в печь должно отправляться определенное количество деталей, чтоб прокалка их была равномерной для всех. А их впихнули в 2-3 раза больше.В итоге некоторые были ближе или дальше от центра-одни перекалили, а некоторые недокалили...отход от технологии был сделан для экономии" :(https://www.gazeta.ru/science/2020/04/10_a_13043617.shtml).
Последний фактор, видимо и стал ключевым в борьбе за прорыв к звездам.
Но и это еще не все! Бракованные трамвайные болты оказались наследием из 2015-16 годов! Ведь именно из годовалых комплектующих и собирает ныне свои  ракеты Дмитрий Олегович. И все бы ничего, но видимо они, как и двигатели для  "Протонов"  Воронежского мехзавода не прошли ОТК кладовщицы (!) "тети Глаши".
Последняя, уйдя в отпуск осенью 2017 года по уважительной причине, закрыла свою кладовку бросив всю космическую отрасль РФ на произвол судьбы. Ведь "на этот период не было элементарной преемственности в работе кладовщиков".
. И это не смешно! Оказалось, что ни работяга "на рабочем месте", ни "мастер" участка, ни прохождение "дальнейших процедур проверки качества" дефектов не выявили. И последнюю точку в оценке качества 71-го (!) двигателя для "Протонов" должна была поставить единственная на весь "Роскосмос" кладовщица "тетя Глаша"!  (https://cont.ws/@nikkuro/731540).
Как прокоментировал эту ситуацию в Австралии тогдашний глава "Роскосмоса" Игорь Комаров: - "Слава Богу, эти недостатки не привели к аварии...". С тех пор, только на бога "Роскосмос" и надеется. Ну не на трамвайные же болты?

КОСМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ ИЛИ...

                                                                       ...КУДА ЛЕТИМ?




Представители Европейского космического агенства сообщили в сентябре 2017-го года, что они не будут больше использовать российский корабль "Союз-СТ" для запуска европейской навигационной системы "Galileo".
В свою очередь, Европейская компания "Arianespace" к 2023 году расчитывает вообще отказаться от коммерческих запусков "Союз-СТ" с космодрома Куру (Французская Гвиана) ради собственной ракеты "Ariane"- 6.
В целом,по результатам 2019 года "Роскосмос" (25 пусков) оказалася только на 3-ем месте пропустив вперед китайцев (34 пуска ) и американцев (27 пусков).
Нелегкая судьба российской космонавтики этим не ограничивается. Похоже, что и российский "Морской старт" пойдет на металлолом. Ибо в настоящий момент,плавучий космодром не имеет никаких перспектив на рынке космических услуг:
-"Сейчас нет потребителей. Единственный вариант - отправить ее (пусковую платформу) в металлолом. Ракеты нет, заказов нет...сейчас проект не востребован даже для испытаний ракеты "Союз-5" -  руководитель Института космической политики Иван Моисеев: (https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Frusplt.ru%2Fsociety%2Fraketi-net-zakazov-net-5e830.html&promo=navbar&utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).
Еще 22 июня 2009 года компания объявила о своём банкротстве. Ее долги составляли до 1 млрд$. В апреле 2010 года, ее активы были переданы РКК "Энергия" под расчетные пуски украинского носителя "Зенит". В декабря 2014 года, тогдашний вице-премьер РФ Рогозин заявил, что "Зенит" (по понятным причинам) больше не будет использоваться в проекте "Морской старт". Расчет на "Ангару" не оправдался. Выкуп проекта компанией S7 Group за 150 млн$ долгов не покрыл.
Поэтому, скорее всего, находящийся на судоремонтном заводе в Славянке "Морской старт", распилят, но при этом затраты по сделке, транспортировке платформы из США, стоянке, содержанию и ремонту не окупятся.
Запуск лабораторного модуля для МКС "Наука", который начали строить в Центре Хруничева еще в 1995 году, перенесен с 2020-го на 2021 год из-за проблем с топливной системой (металлическая стружка в топливопроводе). Модуль вернули на доработку:
-"Специалисты надеются закончить работу в мае. Далее - электроиспытания непосредственно на космодроме и пуск в начале следующего года", - Рогозин в "Twitter".
Ранее, Рогозин утверждал, что основной проблемой топливной системы  "Науки" был не засор, а брак. Кроме того, стоит вопрос о замене баков "Науки" на баки от разгонного блока "Фрегат". Сроки запуска "Науки" регулярно переносились: с 2017 на 2018-й, затем на 2020-й, теперь на 2021-й год: (https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fvz.ru%2Fnews%2F2020%2F4%2F2%2F1032234.html&d=1&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews).
Однако:
-"В связи с невозможностью очистки от загрязнения штатных топливных баков модуля "Наука" принято решение заменить их топливными баками производства НПО имени Лавочкина. Однако новые баки не рассчитаны на многократное использование, они одноразовые.Таким образом, замена позволит модулю после выведения на низкую орбиту ракетой "Протон" собственным ходом добраться и пристыковаться к МКС, но баки нельзя будет дозаправлять топливом...таким образом, МЛМ (Многофункциональный лабораторный модуль) нельзя будет в случае завершения эксплуатации станции в 2024 году отделить и сделать базовым модулем Российской национальной орбитальной станции. Применение первоначальных многоразовых баков позволяло использовать его в данном качестве", -  РИА Новости (https://ria.ru/20190320/1551942062.html).
  Кроме этого, на настоящий момент, Россия не имеет ни одного функционирующего КА (космического аппарата) вне околоземной орбиты. А за все время существования  "новой России" были  предприняты всего две попытки освоения межпланетного пространства КА, завершившиеся в водах Тихого океана.
"Роскосмос" прекратит эксплуатацию ракеты "Союз-ФГ" с украинской системой управления (НТ СКБ "Полисвит" и ГНПП "Объединение Коммунар") в 2020 году. Ее должен будет заменить российский  носитель "Союз-2.1а". При этом:
-"Процесс запуска новой ракеты затруднен техническими нюансами, связанными с безопасностью...сертификация под новые ракеты для пилотируемых пусков - сложная задача", - член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
Мера вынужденная, ибо Украина свои системы управления больше в РФ не поставляет:
-" Я полагаю, что без международной кооперации они (успехи) вообще невозможны. С Украиной мы имеем, к сожалению, то, что имеем", - Андрей Ионин.
26 января запуск ракеты "Союз-2.1а" с военным спутником "Меридиан-М" с Плесецка был отменен из-за сбоя в электрооборудовании носителя (https://tass.ru/kosmos/7607789).
NASA с мая 2020 года отказыается от полётов к МКС на российских "Союзах" делая ставку на "Crew Dragon" компании SpaceX и "Starliner" от "Boeing". Первый беспилотный полет "Crew Dragon" к МКС состоялся 2 марта 2019 года, а пилотируемый состоится уже в мае 2020 года: (https://www.kommersant.ru/doc/4032063).
В связи с этим:
-" Европейское космическое агентство (ЕКА) откажется от полетов к МКС на российских "Союзах"...В ближайшие годы наши космонавты будут летать на американских  кораблях",- глава представительства ЕКА в России Рене Пишель.
В этом случае, отставание России может стать критическим:
-"Сама по себе ситуация такая, что "Союз" прекращают использовать как средство доставки иностранных граждан на МКС. А это очень большая потеря для нас...Деньги, которые они платят за это кресло (место на корабле), очень хорошие. Они окупают весь полет, в том числе и наших космонавтов", - руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
-"В космосе нет места для амбиций, капризов или политических выходок. Это заявление сделал местный представитель ЕКА. Я его знаю хорошо, сегодня спрошу, что имелось в виду, на чем они собираются летать, на метлах, на чем-то еще или на российских „Союзах“?, - журналист Рогозин.
Видимо, уже на чем-то еще!