san_gennaro (san_gennaro) wrote,
san_gennaro
san_gennaro

Categories:

"ГРИПЕН" Е ПРОТИВ СУ-35.

                                                                                                                МЕЧ ВИКИНГОВ






  Много шума в российских СМИ понаделало заявление командующего ВВС Швеции Матса Хельгессона о том, что новый истребитель Saab JAS-39E "Gripen" E ("Грифон"") сможет "уничтожать российские Су". Это заявление он сделал в Финляндии, где концерн "Saab" предлагал финам 52 одноместных истребителя "Gripen" E и 12 двухместных "Gripen" F.
   Отдавая должное маневренности истребителей "Сухого", Хельгессон, тем не менее заявил, что "Gripen" E способен их уничтожить даже без использования  технологий снижения визуальной и радиоэлектронной заметности":
- "...мы раскрыли этот секрет (маневренности), а потому "Gripen" E  способен осуществлять их уничтожение без применения каких-либо стелс-технологий..."Gripen",  особенно E - модель, предназначен для уничтожения самолетов "Су". У нас здесь черный пояс", - утверждает Хельгессон.
  В данном случае,речь идет о способности  "Gripen" E скрытно выйти на дистанцию атаки благодаря его умению глушить радиосигнал (jamming). Этим занимаются все, но по мнению эксперта по воздушным  боям из "Royal United Services Institute" Джастина Бронка (Justin Bronk)  "Gripen" E стоит здесь выше остальных:
-"Было бы справедливо допустить,что "Gripen" -  один из самых способных электронных боевых истребителей..."Gripen" имеет одну из самых совершенных  систем РЭБ из ныне существующих - сказал он:
- "Несколько лет назад пилотам "Gripen" надоело, что над ними смеются пилоты немецких самолетов "Typhoon" и началась радиолектронная война, которая  доставила немало хлопот немецким пилотам", - рассказал Бронк. По его словам, один из самолетов "Gripen" "смог незаметно появиться на левом крыле "Typhoon"  благодаря своей уникальной способности глушить радиосигнал. Заметим, что "Typhoon" на Западе, далеко не из последних. Но тогда это, по словам Бронка,  перевернуло весь ход учебного воздушного боя:
  -"...подобно тому, как штурмовики A-10 были созданы вокруг огромной пушки, в основу истребителей "Gripen" легли средства радиоэлектронной борьбы  (РЭБ)".
   Здесь"Saab" просто выбрал более дешевый подход в борьбе против истребителей и ракет, cосредоточившись на системах РЭБ, которые обеспечивают ему преимущество перед сверхдорогими стелс технологиями. Потому что системы РЭБ можно модифицировать, не перестраивая полностью весь самолет.
   Что же касается российских истребителей, то речь, в данном случае, шла прежде всего о Су-30 и Су-35, относящихся к поколения 4++. Об этом нам сообщило издание "Business Insider":(https://www.businessinsider.com/sweden-built-a-russian-fighter-jet-killer-and-stealth-is-irrelevant-2019-2).
   Су-57, как противник, шведами не рассматривается в силу того, что он не принят на вооружение ВКС РФ, и так и не стал истребителем 5-го поколения. Он создан  на элементной базе Су-35 и остался очередным 4+ ( https://utro.ru/army/2018/08/14/1370498.shtml ).
   По мнению шведов, его малозаметность оставляет желать лучшего. Его двигатель до сих пор не соответствует тем требованиям, которые предъявляются к агрегатам  самолетов пятого поколения, так же, как боевая авионика, радары и датчики:
-"Россия может просто обвешать свои более старые самолеты большим количеством маскарадных радаров и ракет, поскольку планер Су-57 на самом деле никогда  не был невидимым", - пишет упомянутый "Business Insider".
  С этим можно соглашаться или нет, но именно по этим причинам Индия вышла из совместного с Россией проекта FGFA ("Fifth Generation Fighter Aircraft"),  по разработке совместного истребителя на базе Су-57 ( https://www.altyn-orda.kz/indiya-razocharovalas-v-rossijskom-stels-istrebitele-su-57-i-vybiraet-amerikanskij-f-35/ ). А с потерей индийского рынка и финансирования, проект потерял всякий смысл.
   Тем не менее российские СМИ взорвались волной праведного возмущения: "Что это? Скандинавская хуцпа?"  или  "комплекс неполноценности шведских ВВС"?  Масла  в огонь подлили американцы, rоторые вообще ревностно относятся к чужим удачам:
-"...заявление шведских военнослужащих, в большей степени, носит рекламный характер и не представляет собой обоснованный вывод экспертов".
  Вобщем, "тушите свет - сливайте воду!"  Занавес.Траурный марш. И похороны "Грифа"...
   Вот только сам "Гриф" не просто живее всех живых, но и сам может похоронить кого угодно. Многих, во всяком случае. И об этом, почему-то, российские  "эксперты" не распространяются. Еще бы! "Gripen" же не тоскает под брюхом болванку от "Искандера" под названием "Кинжал", которую наши "спецы" уже не знают куда еще подвесить...
   К слову сказать, маркетинг этого "неполноценного" самолета сегодня можно назвать одним из самых активных в мире.
   Машина стоит на вооружении Швеции, Венгрии, Великобритании, Чехии, Таиланда и ЮАР. К настоящему времени ВВС Швеции заказали для себя 60 одноместных  истребителей JAS-39E (и еще 10 в опционе), которые должны быть поставлены с 2019 по 2026 годы, заменив примерно 100 истребителей JAS-39C/D.
  Кроме того,  28 одноместных JAS-39E и восемь двухместных JAS-39F были изначально заказаны Бразилией, которой они должны быть поставлены в 2019-2024 годах. В результате  победы шведа в тендере FX2, сумма контракта за его поставку составила 5,4 млрд долларов.
  Конкурентами "Грифа" были "Dassault Rafale", "Boeing" F/A-18E/F "Super Hornet" (США), "Сухой" Су-35, европейский "Typhoon" и "Lockheed Martin" с  модернизированным F-16  "Fighting Falcon". И теперь бразильские ВВС хотят  получить еще 120 самолетов, большая часть которых должна быть собрана в городе  Сен-Бернардо при помощи "SAAB".
   Не снят с повестки дня и вопрос о возможности приобретения JAS-39E Швейцарией. Также "Gripen" E участвует в новом тендере ВВС Индии на  однодвигательный истребитель. Многим странм в мире нужен легкий и маневренный самолет для воздушного боя. А это - стихия "Gripen" Е.
   Поэтому скрываться в надежде остаться незамеченным для противника, по мнению шведов, не самый эффективный вариант. При создании "Gripen" Е  во главу  угла был поставлен комплексный параметр “выживаемость” ("surviveability"), сочетающий ситуационную осведомленность пилота с возможностью его противодействия  различным угрозам. Первым обнаружить противника, обойти засаду, вовремя применить отстреливаемые ловушки. Сбить с толку противника. “подавив” активными  помехами головки самонаведения ракет. В идеале применить оружие с максимальной дистанции, без необходимости сближения с целью. Для этого кабина пилота имеет не только дисплей,  проецируемый на ветровое стекло, но  и массу электроники, которая управляется компьютером, мощности которого достаточно для обработки больших массивов данных.
    Хотя и с другими задачами "Gripen" Е готов справится. Поэтому немного о его технике.
    Многоцелевой легкий истребитель JAS-39 "Grippen" компании "SAAB"/"British Aerospacе"  является одномоторным самолетом с дельтовидным крылом и полностью регулируемым плавающим предкрылком выполненным по аэродинамической схеме "Утка"(с выносом горизонтальных рулей перед крылом).


Разработка истребителя велась  с применением решений и технологий, использованных при создании технологического демонстратора "Gripen"- NG (впервые представлен в 2012 году).
   Ну а первый прототип JAS-39E (бортовой номер 39-08) был выкачен в Линчёпинге уже 18 мая 2016 - го. Всего через четыре года (сравните со временем  разработки Су-57)  Создание машины обошлось шведам в 2 млрд$.(только индусы вбухали в двигатель Су-57 от 4-6 млрд.$ и где он?)
    В  концепцию "Gripen" Е изначально закладывалось условие "действовать над территорией Швеции, использовать все преимущества пересеченной местности под  прикрытием ракет класса "земля-воздух" посредством комплекта средств РЭБ, который и должен защитить истребитель от большинства российских ракет и угроз "воздух-воздух"".
   Поэтому новый самолет должен был иметь возможность действовать с плохо подготовленных аэродромов, иметь укороченный взлёт,быть удобным и простым в обслуживании ( конструкция истребителя "Gripen" E разработана так, что в боевых условиях на замену любого из узлов или компонентов требуется всего 10 минут, а процедура полной замены двигателя выполняется за один час). Истребитель должен обладать высоким временем наработки элементов на отказ.
   По данным справочника "Janes" за 2012 год, стоимость одного часа полета предыдущего JAS-39C составляла 4700 долл., вдвое ниже, чем у ближайшего  конкурента -  F-16. А за тридцать лет эксплуатации машины погиб только один человек. Шведский истребитель имеет самый низкий уровень аварийности среди аналогов. С технической точки зрения новый "Гриф" получился весьма продвинутым.

    30% планера машины изготовлены из композитных материалов. Горизонтальные поверхности управления крыла и предкрылки выполнены из углеродного волокна. Фюзеляж из алюминиевого а крылья из титановового сплавов. Длина JAS-39E составляет 15,2 метра, а размах крыла - 8,6 метра
   "Grippen" Е характеризуется намеренной аэродинамической неустойчивостью, что позволяет ему добиться высокой маневренности. Благодаря электродистанционной  системе управления ("Fly-by-Wire") с трехканальной системой резервирования обеспечивается аэродинамическая устойчивость самолета в полете. В чрезвычайных  ситуациях предусмотрена аналоговая система резервного управления.
   На модели  "Е"  установлен более мощный американский двухконтурный турбореактивный двигатель "General Electric" F414. Он считается новой разработкой на  основе двигателя YF-120, создававшегося для истребителя пятого поколения YF-23 (соперника YF-22 “Раптор”):
   -"По сравнению с предшественником (F404), степень повышения давления в компрессоре F414 увеличена с 25 до 30, тяга двигателя возросла на 30%. В целом,  специалисты уважительно относятся к семейству F404/F414, подчеркивая их достаточно высокие характеристики и конструктивное совершенство. Последний  развивает в бесфорсажном режиме тягу около 6 тонн (на форсаже — все 10), при собственной массе двигателя около 1 тонны. Четверть века назад таких  показателей не имел никто. А по соотношению удельной тяги к расходу воздуха он и сегодня является абсолютным  мировым рекордсменом (расход воздуха на  форсаже 77 кг/с)" - (  http://www.airwar.ru/enc/engines/f414.html )
Для сравнения,  российский РД-33 (еще советской разработки) имеет наработку на отказ около 500 часов,  а его американский "коллега" F404 (база для F414) - почти 1100 часов.На этих двигателях, весной 2017 года "SAAB" провел испытания истребителя на биотопливе CHCJ-5. Новое горючее изготавливается из гидроочищенных спиртов  и жирных кислот и соответствует по характеристикам стандартному авиакеросину JP-8.
Благодаря доработкам топливной системы и новым двигателям увеличились максимальная взлетная масса самолета и его дальность полета по сравнению с "Gripen"  предыдущего поколения. Истребитель дооснастили двумя дополнительными точками подвески увеличив его боевую нагрузку.
    Кроме этого, самолет оснащается РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) "RAVEN"" ES-05 и топливными баками увеличенного объема.


                    РЛС с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) "RAVEN"" ES-05

  JAS-39E так же оснащен новой системой связи, позволяющей ему осуществлять взаимодействие с другими боевыми самолетами, наземными силами и кораблями ВМФ.
  В этом плане, "Gripen" Е позиционируется, как "сетецентрический истребитель", способный обмениваться по большинству каналов связи любым типом информации благодаря  "Network Centric Warfare" (NCW), с самой современной  технологией передачи данных, которая включает в себя использование двойных коммуникационных каналов, спутниковой связи для приема и передачи видео-информации, а так же текстовых сообщений. Бортовое оборудование позволяет самолету действовать в любых погодных условиях днем и ночью.
  Новая модификация "Grippen"Е, по мнению разработчиков, обеспечивает ситуационную осведомленность пилота на уровне истребителей 5-го поколения за счет применения :
  — радиолокатора ES-05 "RAVЕN" с АФАР, обеспечивающего пилоту больший угол обзора;
  — всеракурсной электронно-оптической системы обнаружения "Skyward"-G, работающей в тепловом диапазоне. Европейский аналог системы AN/AAQ-37, устанавливаемой на истребители Ф-35;
  — сетецентрической системы обмена данными, позволяющей пилотам "Grippen" Е контролировать состояние других самолетов их боевой группы (статус оружия, количество топлива, предупреждение об обнаруженных угрозах, распределение целей в бою).
  — всеракурсная система предупреждения об облучении и постановки активных помех (РЭБ);
  — увеличенный на 40% запас топлива;
  — 10 точек для подвески вооружения и подвесных контейнеров с разведывательным и прицельным оборудованием. (это позволяет "Grippen"Е оправдать свое обозначение "JAS" :истребитель-ударный-разведчик).
  У машины есть инфракрасная поисково-следящая система. Новое РЭБ (кроме глушения радаров противника) может использоваться так же и для обнаружения ракет  "воздух-воздух", предупреждения о радиолокационном облучении и приближении ракеты.
    Самолет имеет максимальную взлетную массу от 14 - 16,5 тонн и способен развивать скорость в 2450 километров в час при скороподъемности 4700 метров  в минуту. Крейсерская скорость "Грифа" составляет 1100 км/час. Его боевой радиус равняется 800 километрам, а максимальный потолок полета - 15452 метра.
   Истребитель вооружен 27-миллиметровой авиационной пушкой  "Маузер" BK27 (скорострельность от 1100 до 1700 выстрелов в минуту) с боезапасом на 120 выстрелов и 8 - 10-ю точками подвески для ракет и бомб общей массой в 5,3 тонны (ракеты воздух-воздух "IRIS"- T и "Meteor", кассетные бомбы Bk-90,прицельный  контейнер "LITENING", обеспечивающий применение управляемых боеприпасов "воздух-поверхность").

 

Ракета "IRIS"- T характеризуется высокой чувствительностью ГСН и возможностью выполнения маневров с 60-кратной перегрузкой. Это позволяет осуществлять перехват малоразмерных целей, в т.ч. выпущенных противником  ЗУР и УРВВ.
    Кроме всего прочего,"Gripen" E способен нести практически любые ракеты, сделанные в США или Европе (AIM-9 "Sidewinder",AIM-120 AMRAAM, AGM-65 "Maverick",  "TAURUS" KEPD 350/150, JAS-39 , RBS-15, GBU-12 "PAVEWAY" II,Mark 82).  Все это позволяет "Грифу" надежно поражать как воздушные, надводные, так и высокозащищенные наземные цели.


    Интересно то, что шведские ВВС первыми приняли на вооружение УРВВ большой дальности MBDA "Meteor". Эта ракета в 3 - 6 раз превосходит по энергетике другие аналоги класса “воздух-воздух”.
  Она имеет  комбинированную систему наведения и предназначена для поражения существующих и перспективных воздушных  целей за пределами дальности видимости на различных высотах, в том числе - на фоне земли, в любое время суток, со стороны передней или задней полусферы, при активном радиоэлектронном противодействии противника. Скорость ракеты - 4,5 Маха. Дальность пуска 150 км. Полет может корректироваться с самолета - носителя или системой  AWACS.. "Meteor" может маневрировать в полете с перегрузками до 10-11g.
  При этом, в отличие от французских "Rafale", шведские "Gripen" Е используют более совершенную модификацию "Meteor" с  двусторонним каналом обмена данными:
  -"Если совместить чрезвычайно эффективную радиолокационную систему с совершенным комплектом средств РЭБ и  "Метеором"  - самой эффективной ракетой большой  дальности класса "воздух-воздух", которая способна противостоять российским средствам радиоэлектронного подавления, -  будут все причины полагать, что такой  истребитель окажется чрезвычайно эффективным", -  заключил упомянутый Джастин Бронк.
   Что касается французского истребителя вообще, то по заявлению вице-президента "Saab" Леннарта Синдала "Gripen NG" ("Е") способен нести больше вооружения, оснащен радиоэлектронным оборудованием с более высокими характеристиками. Единственным фактическим преимуществом французского истребителя "Dassault Rafale" остается его возможность несения ядерных боеприпасов.
    Ну а теперь о тяжелом многоцелевом истребителе Су-35 (он же Су-27М или "изделии Т-10БМ") ,который у нас,иногда, противопоставляют 5-му поколению.
   Сегодня, когда эйфория по поводу Су-35 уже прошла,то можно говорить об этой машине более объективно, в силу  его оценок странами эксплуатантами. И эти оценки, далеко не всегда в его пользу.
    В плане своей манёвренности, Су-35 действительно уникален. Но современный воздушный бой это не "танцы в воздухе" которые показывают Су-35 на авиасалонах.
   Современный бой заканчивается на дистанции в 40 и более километров. Его принцип это, "первым увидел - первым сбил". Воздушные бои будущего с применением новых  ракет типа Р-77, "Meteor" или AIM-120 будут проходить на огромном удалении, и даже если бой будет на небольшом расстоянии, в нем будут применяться всеракурсные  ракеты типа AIM-9X и Р-74, которым не нужно, чтобы самолет смотрел в сторону цели.
   Поэтому "цирковой акробатике" Су-35 в строевых частях не учат. Ибо в результате фигур "сверхманевренности" истребитель теряет скорость, а как следствие - инициативу в  бою. В результате, это заканчивается уходом на фон земли с выбросом помех. Кроме всего прочего, проблемой Су-35 является отсутствие АФАР и использование им пассивной фазированной антенной решётки. Нет ее и у Су-57, хотя СМИ РФ пытаются убедить нас в обратном. Сегодня Россия имеет всего с десяток опытных образцов  АФАР,  не говоря уже о том, что "сушка" потеряла возможность получать западные комплектующие для своих  радаров (РЛС Н-035 "Ирбис" с пассивной  фазированной антенной решеткой (ПФАР)). Такие РЛС легче обнаружить и подавить,чем АФАР:
  -"Российский самолёт (Су-35) может выполнять только определённые задачи, и потому он должен действовать исключительно вместе с другими истребителями", - считает  китайское издание "Сина". Неудивительно, что китайских пилотов не устраивает БРЭО российского истребителя:
  - "Российский самолёт Су-35 является прекрасным истребителем, однако России следует задуматься над его модернизацией", - подчеркнули специалисты ( http://avia.pro/news/kitay-nashyol-v-rossiyskih-istrebitelyah-su-35-massu-nedostatkov ).
    В частности, из-за отсутствие на Су-35 активной фазированной антенной решетки в РЛС и технологии "стелс" самолет обозначается, как категория "4++".
    Кроме этого, двигатели Су-35  "АЛ-41Ф1С" (модернизация АЛ-31Ф) с управляемым вектором тяги, тем не менее, не позволяют ему летать со сверхзвуковой крейсерской скоростью без форсажных камер. И они используют старую электронно-механическую систему управления. Эти же двигатели устанавливаюся сегодня на опытные Су-57. Они слишком слабы для этой машины. Их планируется заменить на новые двигатели  "Изделие-30Е", но они все еще на стадии разработки. Серийное производство ( если оно будет) начнется в лучшем случае году в 2027.
      По сути, Су-35, как и вся линейка  "сухого" базируется на планере (Т10-1) и технологиях старого Су-27, созданного еще в 70-х годах прошлого века для противостояния  с американским F-15. И на сегодня, в технологическом плане, это не самый продвинутый самолет:
  -" Индийская сторона заинтересована в покупке 110 американских истребителей F-16V. Мы вынуждены были отказаться от приобретения российских самолётов по причине  их малой эффективности. Фактически, по сравнению с американскими, российские истребители  - это каменный век", - комментируют  в индийской прессе. ( http://avia.pro/news/indiya-rossiyskie-istrebiteli-eto-kamennyy-vek?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com).
    Прискорбно. Особенно если учесть, что Индия, ранее, приобретала до 40% российского оружия. Более того, сделав, в свое время, акцент на французский "Rafale" в пику  Китаю с его Су-35, индусы четко определили преимущества французмкой машины:
   - Малозаметность (чуть ли не 0.1м2 без ракет), меньший тепловой след. Превосходство в РЭБ. Как следствие, лучшая "выживаемость".
   - Всепогодный контейнер для сбора информации "AREOS RECO NG", не имеющий аналогов для Су-35.
    - IRST FSO, более совершенная чем ОЛС-35, со значительно большей дальностью обнаружения целей (130 км против 90 км)
    - Полноценный радар с АФАР с LPI против архаичного ПФАР "Ирбис"- А.
    - Подвесной контейнер РЭБ  "SPECTRA" с уникальными "фичами". Глушит даже АФАР ( российский Л175М  - не конкурент)
    - Более продвинутая и быстрая БЦВМ, лучше реализованы интеграция и сбор информации.
    - Ракеты "Meteor" и MICA превосходящие российские  аналоги.
     - Малозаметная крылатая ракета воздушного запуска SCALP превосходящая российские.
     - Сверхзвуковая ракета ASMP с дальностью в 500км
     - Возможность нанесения высокоточных ударов по средствам ПВО, разведенных с помощью SPECTRA.
     - Многообещающие апгрейды существующих систем.
     - Отличная маневренность, подтвержденная учениями. Двигатели с ОВТ у Су-35 не дадут значимых преимуществ в ракетном бою.
     - "Combat record" (Рафаль уже успел повоевать.https://glav.su/forum/5/2107 ).
  Так же остаются вопросы к надежности российского истребителя. Еще в 2013 году ахтубинские летчики - испытатели, дали отрицательное предварительное заключение по   самолету "Су-35" (https://www.mk.ru/politics/army/interview/2013/08/26/905283-syiryie-suhie-armii-postavlyayut-nedodelannyie-samoletyi.html ):
  - "...военные летчики-испытатели в Ахтубинском и Липецком авиацентрах все чаще стали ругать суховские машины. Вернее, старые "Су-24" они хвалят, уверяя, что   в модернизированном варианте это сила, мощь, энергия и настоящая боевая машина, зато новые распиаренные "Су-34" и "Су-35" пренебрежительно называют "леталками"".
   Боевые действия в Сирии в 2017 году показали, что воздухозаборники самолета засасывали камни и мелкий мусор с ВПП. Это приводило к поломке лопаток реактивного  двигателя. Кроме того, были проблемы с фонарем и жидкокристаллическими дисплеями в пилотской кабине.
   По мнению американских пилотов, высоко оценивающих Су-35, главное, это то, что внутри:
   -"Физическая платформа - это только оболочка, главное -  что внутри, а также система командования и управления. Наши истребители пятого поколения очень хороши. Огромное значение имеют надежность вооружений и систем защиты...Секрет соуса - в сочетании боевых качеств самолета с множеством других факторов, таких как  слаженность атаки, организация дозаправки самолетов, система дальнего радиолокационного обнаружения и предупреждения (AWACS) и электронного управления". Совокупность этих факторов сегодня не в пользу России:
   - "Российские Су-35 и MиГ-35 обладают хорошими возможностями на бумаге, а не в реальности",- полагает "The National Interest" и продолжает:
  - "Российские истребители предлагают хорошие результаты на бумаге, но Индия разочарована плохой послепродажной поддержкой и частыми сбоями большей части российского  оборудования, в том числе на самолетах МиГ-29 и Су-30 МКИ...индийские официальные лица все больше разочаровываются в Су-57, публично жалуясь на маломощные двигатели, низкую малозаметность истребителя и "недостаточную прозрачность в отношении того, что стоит за этими проблемами" - "TNI".
   По мнению военных Вьетнама, сравнивающих Су-35 с последними версиями F-15:
  - "F-15SE лучше показывает себя на больших высотах и скоростях...бортовая радиоэлектронная элементная база Су-35С сильно уступает "начинке" F-15SE".
                                                                                           Вывод.
    Сильной стороной Су-35 являются его маневренность и тяговооруженность. Но этого слишком мало в условиях современной высокотехнологичной войны. В этом смысле, более продвинутый по элементной базе  "Gripen" E  является более чем серьезной угрозой для Су-35. Поэтому, можно по разному оценивать  мастерские степени, но "черный пояс" у шведов точно есть.
Tags: "Грипен" против Су-35. Рафаль. Тайфун. F
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 65 comments