ДЕНЕГ БОЛЬШЕ, МОЗГОВ МЕНЬШЕ?
Перспективный белорусский БТР "Volat" - V2 с боевым модулем от БМП - 2.
Переоценить значение Беларуси для России - невозможно. Это не просто оторванная с кровью часть славянского мира и наш последний военный союзник (https://san-gennaro.livejournal.com/116372.html), но и единственный оставшийся для Москвы коридор в Европу, без которого сохранить Калининградскую область и не дать НАТО освоить "стартовые позиции" под Смоленском было бы просто нереально. И в этой связи, боеспособность армии Белой Руси закрывающей нашу границу на Западе имеет ключевое значение на этом направлении, освобождая Россию от непосильных трат на создание оборонительной линии по всему периметру западной границы. Которое кратно усложнилось после потери Украины.
[ Spoiler (click to open)]Имея всего 9.500000 млн.человек населения, армия Беларуси составляет около 65 000 человек, из которых 45 000 военнослужащие. Она может быть увеличена до 100 000 человек личного состава при 1800 танках, 2600 БМП и БТР, 1615 артиллерийских системах, 294 самолетах и 80 ударных вертолетах. Интересно то, что самый многочисленный род войск в Беларуси это не сухопутные войска, а ВВС и ПВО, в которых служат более 11 тысяч человек. При этом, военный бюджет Беларуси не велик и составляет всего 623 млн.$ согласно рейтингу "Global Firepower". Это много меньше, чем у России, Украины, Польши и даже Литвы с Латвией. Однако, в рейтинге "Global Firepower" ВС Беларуси занимают 15 - е место в Европе, опережая ВС Бельгии (военный бюджет 4,9 млрд.$) или армию Финляндии (бюджет 3,5 млрд.$). Хотя,их бюджеты и превышает белорусский в 6 - 8 раз. Так, по буксируемым артеллерийским системам Беларусь стоит на 17-м месте в мире а по РСЗО - на 15-м. Она находится на 42 - ом по САУ, на 48 - ом по авиации и держит 58 - е место - по вертолетам. Но в силу чрезвычайно высоких цен на российские истребители Су - 30 для Беларуси, которые она вынуждена оплачивать в долларах, акцент сделан на тактические ракетные комплексы (РСЗО) "Полонез" собственного производства (https://san-gennaro.livejournal.com/180026.html ). Тем не менее, в своей массе, белорусская техника, это все еще модернизированная советская.И, в этом плане, Беларусь ничем не отличается от ВС России. Которые пытаются компенсировать отсутствие качества количеством и весьма бюджетной модернизацией. Однако, в последние годы, Беларусь стала делать упор на производство собственных боевых машин и стрелкового оружия. Планы Лукашенко подразумевают достижение если не полной независимости в этой области, то в большей ее части. Ибо российские системы не просто запредельно дороги для Союзного государства, но и перестают устраивать самих белоруссов:
-" БТР - это одно из основных средств подвижности для сухопутных войск. До сегодняшнего времени мы либо модернизировали доставшееся нам от Советского Союза, либо закупали (и сейчас закупаем) БТРы российского производства...Но, конечно, было бы странно, если с учетом такой развитой машиностроительной промышленности мы бы не имели собственного колесного бронированного подвижного средства. Поэтому такая задача была поставлена, и белорусские машиностроители, в частности МЗКТ, ее отработали. Машину впервые сегодня увидели вживую. Она соответствует всем современным образцам. Сейчас задача пройти весь испытательный цикл", - премьер - министр Беларуси Роман Головченко.
Что и продемонстрировал на выставке "MILEX" - 2021 в июне 2021 года БТР с колесной формулой 8х8 "Volat" - V2 (МЗКТ - 690003) собственной разработки. Именно белорусской! Хотя он и оснащен старой российской 30 мм пушкой 2А42 и китайским рядным шестицилиндровым дизелем "Вэйчай" WP-13 (сейчас "МАЗ - Вейчай") мощностью 550 л.с. Кроме того, на БТР предусмотрена и дизель - генераторная установка для действий в засаде без использования двигателя и для возможности частичной боеспособности в случае отказа или повреждении основного мотора.
Орудия Беларусь не производит. Но и сама Россия до сих пор так и не сумела поставить на вооружение ствол большего калибра для БМП или БТР чем 2А42. Распиаренный 57-мм "Кинжал", который ведет свою родословную еще от советской самоходной ЗСУ-57-2 50-х годов прошлого века, до сих пор на вооружение так и не принят. Но,в рекламных целях, постоянно демонстрируется на различных военных шоу. А устанавливаемая даже на перспективные "Курганец","Бумеранг" и нынешний "Volat"- V2 2А42 давно не удовлетворяет современным требованиям. Как в связи с возросшей бронезащитой западных БМП способных выдерживать попадания снарядов 30 мм пушек в лобовую проекцию, так и в связи с невозможностью использования корректируемых боеприасов из-за ее малого калибра. Просто 2А42,оказалась для белоруссов единственно доступной на данный момент.
Кроме этого орудия расположенного в башне от боевой машины пехоты БМП-2 (боекомплект - 300 снарядов, дальность поражения живой силы - до 4км, легкобронированной техники до 1 - 1,5 км.), "Volat" оснащен 7,62 - мм пулеметом ПКТ (запас патронов - 2000 штук), противотанковыми ракетами и системой постановки аэрозольной завесы "Туча". Также, возможна установка перспективных модулей с другим набором вооружения и электроники. В частности, вместо российского, на БТР устанавливается новый необитаемый боевой модуль АДУНОК - БМ - 30, разработки белорусского ОАО КБ "Дисплей". В нем,разработчики КБ доработали прицельный комплекс и телевизионный автомат сопровождения целей. БТР оснастили бортовой информационно - управляющей системой (БИУС).Наводчик "Volat" - V2 также имеет тепловизионный канал и лазерный дальномер.
БТР "Volat" V - 2 с белорусским боевым модулем АДУНОК - БМ - 30
Что касается двигателя, то в России, такового, с нужными характеристиками белоруссы не нашли. Его просто нет. Ибо двигательная база в России - просто убогая и давно стала "тормозом" для проектирования новой бронетехники. Включая полусырую "Армату". И у ЯМЗ (ярославский моторный завод) на который, ранее, ориентировались БМП "Курганец" и БТР "Бумеранг" такой двигатель отсутствует. ЯМЗ - 530 откровенно слаб, а ЯМЗ - 650 и 780 являюся лицензионной сборкой французского "Renault" - dCi11. Максимальная мощность ЯМЗ - 650 составляет 412 л/с, что меньше чем у проверенного временем надежного и хорошо отработанного "китайца". Более мощный ЯМЗ - 780 имеющий 700 л/с ситуацию не спас. Ибо ЯМЗ, входящий в группу ГАЗ использовал французские комплектующие и попав под санкции заменить их по программе импортозамешения - не смог. Что, в том числе, сказалось на будущем "Курганца" и "Бумеранга".
В отличии от России, белоруссы наладили лицензионную сборку китайского WP - 13 на своей территории оговорив все права на него. Кроме того, ходовая часть и автоматическая трансмиссия для этого двигателя полностью белорусской разработки - МЗКТ. В ходовой части БТР используется независимая гидропневматическая подвеска однорычажной схемы. Это обеспечивает "Volat"- V2 высокую проходимость и плавность хода при движении вне дорог. Колеса БТР оснащены бескамерными шинами 14.00R20 со вставками "Run - Flat". На них предусмотрена система централизованной подкачки обеспечивающей движение на спущенных шинах и при их повреждении. Две передние оси машины выполнены управляемыми. Преодолевать наиболее труднопроходимые участки БТР помогает электро - лебедка самовытаскивания с тяговым усилием в 10 тонн.
Бронекорпус, также, целиком варится в Беларуси. Оптика, приборы наблюдения и СУО (система управления огнем) - белорусские. В распоряжении экипажа имеются как дневные так и ночные смотровые приборы, и средства видеонаблюдения. Благо даже самый современный в России панорамный прицел "Сосна - У" и тот из Беларуси.
В свою очередь, внешнее сходство с китайским или НАТОвскими БТР вызвано общностью переднемоторной компановки в свете последних решений развития БТР и БМП, позволяющих благодаря ей, осуществляь эффективную высадку и загрузку десанта в задней части боевой машины. В носовой части БТР "Volat" - V2 размещаются моторный отсек и отделение управления. Водитель находится с левой стороны бронекорпуса в передней части БТР где расположены панель приборов и органы управления. Далее - боевое отделение. В котором, в отличии от несуразного решения на БТР - 80 с боковой загрузкой (привет пуля!) десант расположен в корме.
Десантное отделение БТР "Volat" V - 2
Там, для него установлено восемь кресел и откидная аппарель обеспечивающая десантирование под прикрытием бронекорпуса в условиях боя при остановке, или на ходу.
Кормовая аппарель для десанта.
"Volat" V - 2 оснащен фильтровентиляционной установкой, обеспечивающей боевую деятельность в условиях применения оружия массового поражения (ОМП).
Штатное бронирование "Volat" V - 2 соответствует классу Бр4, что защищает его от пуль из автоматического оружия. Противоминная защита уровня 2a/2b соотвеисивует стандарту "STANAG" 4569. Т.е. выдерживает подрыв 6 кг ТНТ под колесом или днищем БТР. Кроме того,чтобы снизить воздействие взрывной волны и осколков на экипаж и десант при подрыве в БТР установлены энергопоглощающие сиденья и подвесной пол.
В моторном отсеке находятся двигатель и гидромеханическая шестиступенчатая коробка передач МЗКТ-55613.И благодаря объединению двигателя и ГМП в одном силовом блоке на едином подрамнике имеется возможность демонтировать силовой агрегат со всеми системами без слива рабочих жидкостей в любых условиях.
На БТР применена двухступенчатая раздаточная коробка с блокируемым дифференциалом. Все мосты - ведущие, с межколесными и межосевыми дифференциалами, имеющими принудительную блокировку.Машина рассчитана на эксплуатацию при температуре окружающего воздуха от - 40 до +40 градусов по Цельсию. Что обеспечивается установкой усиленной системы охлаждения двигателя, гидромеханической передачи и отдельной системой охлаждения раздаточной коробки.
БТР "Volat" V - 2 был разработан ОАО "Минский завод колесных тягачей" для Министерства обороны в инициативном порядке и без громкой афиши. О нем объявили всего за пару недель до "MILEX" - 2021. Там же, были озвучены цели его создания. В том числе, замены на него боевых машин советского производства - БМП-1, БМП-2, БТР-70, и БТР-80:
-" Задача МЗКТ - 690003 - переброска личного состава к местам боевых действий, проведение спецопераций и обеспечение огневой поддержки в бою...Он может заменить такие боевые машины, как БМД - 1, БМП - 1, БМП - 2, БТР - 70 и БТР - 80, находящиеся на вооружении в ВС РБ", - разработчики.
В результате, 20 - ти тонный "Volat" V - 2 уже в базовой конфигурации показал высокий уровень технических характеристик с возможностью последующих модернизаций. По словам представителей МЗКТ:
-" В белорусском изделии предусмотрено максимальное использование отечественных комплектующих. В созданной бронированной технике конструкторы постарались учесть все новейшие требования, предъявляемые к современным боевым бронированным машинам. Созданная бронетехника способна решать широкий спектр боевых задач - осуществлять оперативную переброску личного состава к местам боевых действий и проведения спецопераций, обеспечивать огневую поддержку личного состава в бою, его защиту от стрелкового оружия, поражающих факторов взрывных устройств и оружия массового поражения, уничтожать открыто расположенную и укрытую живую силу противника, его противотанковые средства, легкобронированную технику и танки, а также малоскоростные воздушные цели противника".
Для небольшой Беларуси с ее качественными дорогами подобная колесная бронетехника имеет свои существенные плюсы.Она превосходит гусеничные аналоги по ресурсу или межремонтному пробегу. Обладает большим запасом хода (запас хода по топливу у "Volat" V - 2 - 1200 км) и меньшей нагрузкой на транспортную инфраструктуру.Плавает. Машина разгоняется до 110 км/ч на шоссе, а водометные двигатели позволяют ей двигаться на воде со скоростью до 10 км/ч. Для питания двигателя воздухом на плаву БТР оснащен телескопическим воздухозаборником.
Для усиления броневой защиты, масса БТР может быть увеличена до 24 тонн с установкой дополнительного пассивного или динамического (ДЗ) навесного бронированиея. Но с потерей плавучести в этом случае. Экипаж БТР составляет 3 человека плюс 8 десантников. По расчетам, "Volat" V - 2 станет унифицированной платформой для создания семейства боевых и вспомогательных бронированных колесных машин. В том числе самоходных артиллерийских установок (САУ) или машин огневой поддержки.
Заказ МИнОбороны Беларуси на новый БТР составил 100 машин. И в ближайшем будущем "Volat" V - 2 должен будет пройти все стадии испытаний для принятия на вооружение:
-" Уверен, что в сжатые сроки машина будет дошлифована. По нашей, может, оптимистичной оценке, эта машина , либо сделанная на ее базе, станет основным средством подвижности белорусских Вооруженных сил", - Головченко.
Пока, согласовано тактико - техническое задание предусматривающее разработку двух модификаций БТР МЗКТ - 690003 для ВС БР. Предполагается, что "Volat" - V2 пройдет полный комплекс испытаний в течении двух лет. По результатам проведенных на данный момент тестов машина получила хорошие результаты движения на плаву.
P.S. Следует отметить, что с учетом той весьма ограниченной элементной базы и слабого финансирования которые были у Беларуси, ее конструкторы сумели создать весьма продвинутый БТР всего за три года! Чего, до сих пор, так и ек научилась делать Россия. Денег больше, но мозгов меньше?