san_gennaro (san_gennaro) wrote,
san_gennaro
san_gennaro

Categories:

"ГРОМ" НАД КАВКАЗОМ.

                                                                ДЕШЕВО - НЕ ЗНАЧИТ ПЛОХО!






Айзербаджан хочет приобрести 20 китайско - пакистанских истребителей JF-17 "Thunder" ("Гром"). Весьма дешевая машина за 25-32 млн.$, (без учета обучения персонала и сопутствующих стартовых расходов), являющаяся модернизацией китайского J-7, который явился  продолжением знаменито МиГ-21. Но смеяться не стоит. В 2004 году индусы на МиГ-21 "Бизон" в показательных боях со счетом 9:1 выиграли у американцев летавших на F-15 и F-16.
JF-17 был принят на вооружение ВВС Пакистана в 2007 году. Машина была откровенно ориентирована на третьи страны мира: Зимбабве, Бангладеш, Египет, Ливан, Малайзия, Марокко, Шри-Ланка, Алжир и Судан. Благо JF-17 непритязателен в эксплуатации и имеет бюджетное  техобслуживание, что делает его привлекательным для потенциальных заказчиков. Поэтому маркетологи пакистанского авиационного центра Камра, ("Pakistan Aeronautical Complex, PAC Kamra") рассчитывают на большой сегмент мирового рынка, предлагая клиентам современный истребитель 21 века лишь за часть цены западных истребителей и, при этом, комплектуемый самыми передовыми  системами. Отсюда, РАС и CATIC продвигают его  в те страны, которые эксплуатируют "ветеранов" в лице МиГ-21/F-7, F-5 и Mirage III/IV. То есть там, где есть большой спектр самолетов 2-3-го поколения, которые эксплуатируются за пределами стран НАТО. Естественно, что там к JF-17 проявляется большой интерес. Ведь этот истребитель идеально отвечает критерию "стоимость-эффективность" и является для них неплохим предложением. Например, для той же Украины.
Но на данный момент, "Гром" приобрели только две страны - Мьянма и Нигерия. Правда и Иран, ранее, проявлял интерес к JF-17 "Thunder". Иранская делегация в ходе военной выставки IDEAS 2018 в столице Пакистана Карачи интересовалась JF-17 "Thunder" для замены в ВВС ИРИ F-14 и МиГ-29.
Баку так же хочет заменить старые МиГ-21, МиГ-29 и Су-25 на JF-17, как ранее он заменил российские танки Т-72 на пакистанский  "Аль-Халид". Как заявил представитель "Pakistan Aeronautical Complex" (PAC), все проблемы, связанные с поставкой истребителей уже решены. При этом, ключевые электронные системы, включая опознование "свой-чужой" будут только турецкими. Турция (как и Израиль) активно сотрудничает с Азербайджаном в военной области. А Пакистан, сегодня, предлагает Азербайджану самую современную версию JF-17 "Block" 3 выпускаемую с 2017 года. Она значительно превосходит более ранние версии "Block"- 1/2, которые ранее критиковали авиационные эксперты. В частности,за низкую тяговооруженность. Но "Block" 3, это фактически, новый истребитель. А с 2022 года, Пакистан готов начать серийный выпуск уже поколения 4+.  .
По своим возможностям JF-17 соответствует всем требованиям ВВС Азербайджана:по дальности и скорости полета, боевой загрузке, маневренности, дальности обнаружения целей радаром, угловой скорости, многофункциональности и взлетно-посадочным характеристикам. Азербайджану, сегодня, не нужны тяжелые многофункциональные истребители типа Су-27 или F-15 "Eagle". Для Баку более подходят легкие энерговооруженные и высокоманевренные самолеты способные эффективно действовать как на низких, так и на больших высотах. "Гром", в данном случае, способен поддерживать полёт с  большими углами атаки и реализовывать значительно большие угловые скорости разворота чем у американских F/A-18C "Hornet" или  F-16C.
  Планер истребителя имеет отличную эксплуатационную прочность, что позволяет достигать перегрузки в 8,5-9 ед. А на модернизированной весии JF-17 "Thunder" "Block"- 3 установлен и новый китайский двигатель WS-17 с повышенной тягой. Она больше, чем у устанавливаемого ранее  на JF-17 копии российского РД-93 (9,7-10,8т против 8,7т у РД-93).
Для Баку, наличие подобного универсального самолета экономит средства бюджета на обслуживание авиапарка делая его более простым и унифицированным. Это, в свою очередь, облегчает подготовку пилотов и техников, техническое обслуживание и ремонт самолетов. Ну а  по утверждению пакистанцев китайские ракеты "воздух-воздух" PL-12, установленные на "Громе" позволяют пилотам JF-17 "Block"- 2 (28 млн.$) вести бой за пределами визуальной видимости. Это, с их точки зрения, уравнивает возможности JF-17 и российского Су-30 СМ стоящего на вооружении ВВС Армении. Тем более, что  JF-17 сможет уничтожать тактические комплексы "Искандер", находящиеся в армии Еревана.
По словам Коммодора ВВС Пакистана в отставке, директора по эксплуатации пакистанских ВВС и военного эксперта Кайзера Туфайла: - "эксплуатационные расходы у Су-30 СМ в несколько раз больше, чем у JF-17. При этом стоимость JF-17 Block 3 - 32 млн долл. Это почти в два раза меньше, чем у Су-30 (прим.от 50-78 млн.$). А в воздушном бою, прежде чем дело дойдет до визуального контакта, бортовой радар JF-17 быстрее обнаружит Су-30 из-за его гораздо большей площади поперечного сечения. Поэтому JF-17 сможет выпустить ракеты намного раньше и Су-30 СМ будет легко держать в поле зрения из-за его больших размеров.Кроме того, большая инфракрасная тепловая сигнатура двух двигателей Су-30 СМ сделает его более уязвимым для тепловых ракет".
Для ударов по наземным целям JF-17 может нести на борту до двух КР (крылатых ракет) на внешней подвеске. Для этого, на модернизированном Анкарой истребителе  "Гром" JF-17 "Block"- 2 интегрируют турецкую крылатую ракету "SOM". Она имеет низкое радиолокационное сечение и хорошо зарекомендовала себя при маневрировании в горной местности. При максимальной дальности полета в 250 км. эта ракета, тем не менее, способна создать реальную угрозу армянским "Искандерам". По мнению Баку, JF-17 "Гром" обеспечит значительное превосходство Азербайджану над ВВС Армении:
-"Интересующая Азербайджан конфигурация JF-17 "Block" 2 уже прошла испытания и используется ВВС Пакистана. Во время полетов они оправдали себя. Азербайджанская сторона ждала использования пакистанскими ВВС этой модели", - (PAC).
Конструктивно, JF-17 является монопланом со среднерасположенным дельтовидным крылом, одним двигателем в хвостовой части фюзеляжа. Планер выполнен на основе  полумонококовой структуры, выполненной, в основном, из алюминиевых сплавов. Он расчитан на срок службы в 4000 полетных часов, или 25 лет. Первый капитальный ремонт производится после 1200 часов налета.
Модернизированная версия "Грома" JF-17 "Block"- 3 производится с конца 2019 - начала 2020 г.г. Она должна противостоять и иранским истребителям четвертого поколения "Kowsar". Этот истребитель уже имеет систему дозаправки в воздухе с самолетами-заправщиками Ил-78 и КС-135. Для повышения дальности полета на истребителе установлены развитые конформные топливные баки, увеличившие боевой радиус действия до 1600 -1700 км.
Так же,на модификации "Block"- 3 установлен радар системы "Active Electronically Scanned Array" обеспечивающий возможность обнаружения целей на большой дальности, в том числе и на фоне земли.
Радар системы AESA с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) - это KLJ-7A китайского производства от "China Electronics Technology Group Corporation" (CETGC). KLJ-7A имеет схожие характеристики с радаром американского истребителя пятого поколения F-35. Он способен обнаруживать цели на расстоянии до 170 км имея преимущество перед базовыми версиями F-16 C/D и F-15 C/D (без АФАР).
Так, по сообщению китайского агенства "Sina", в ходе пакистано-индийского конфликта в феврале 2019 года, пакистанский JF-17 обнаружил два индийских истребителя Су-30 МКИ на дистанции в 110 километров и мог сбить их ракетами SD-10, но, якобы, не получил на это команду.При этом, речь шла о предыдущей версии JF-17 "Block" 2, вооружение которой предназначено для поражения целей на дальности до 70 -100 километров. В свою очередь,возможность сопровождения 15 воздушных целей и одновременный "захват" 4-х из них ставит по боевым возможностям JF-17 Block 3 выше, чем российские Су-30 МКИ, Су-35С, МиГ-35, индийский "Tejas Mk.2" и французский "Рафаль". В свое время,представитель пакистанских ВВС заявил AFM, что:
- "Пару лет назад я говорил французам, что если они не помогут нам и не предоставят нам радиоэлектронное оборудование, то можно быть уверенным, что китайцы сделают нечто подобное через несколько лет - и они сделали!".
Тем не менее, возможна адаптация к самолету французской РЛС RC400 фирмы "Талес" и ракет средней дальности "Мика".
На данный момент, на самолете, так же, установлены контейнеры китайского комплекса радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и  целеуказания, что позволяет эффективно бороться со всеми известными типами радиолокаторов и ракетами с радиолокационным наведением.
Управление полетом компьютеризировано.Кабина пилота оборудована многофункциональными цветными дисплеями (3 широкоформатных цветных дисплея MFD вертикальной ориентации) которые предоставляют информацию о полете, тактическую информацию, информацию о двигателе, топливе, электрооборудовании, гидравлике, системе управления полетом, окружающей среде, и смарт-дисплей для поднятия головы (HUD) со встроенной возможностью генерирования символов. HUD и MFD могут быть настроены для показа любой доступной информации.






Система управления полетом (FCS) содержит элементы управления с увеличением устойчивости по оси рыскания и вращения и цифровую систему "fly-by-wire" (FBW) на оси шагания. Механизация крыла (управление закрылками) автоматически регулируется во время маневрирования для повышения эффективности боевого разворота.
Катапультирование пилота может производится даже с поверхности земли на нулевой скорости при использовании кресла "Martin-Baker" Mk.10, или его китайского аналога.
На внешней подвеске JF-17 "Thunder", может нести почти 4 тонны боевой нагрузки. Это ракеты "воздух-воздух" ближней и средней дальности, бомбы, противокорабельные и противорадарные ракеты, подвесные топливные баки и встроенную 23 мм.пушку (можно заменить на 30-мм пушку ГШ-30-2). В зависимости от задач  "Гром", так же, может взять две противокорабельные ракеты.
В воздушном бою, JF-17 использует сверхманевренные управляемые ракеты "воздух-воздух" ближнего боя PL-10E, V3E  "A-Darter" и  "Питон-4". Они оснащены системой отклонения вектора тяги и развитыми аэродинамическими рулями, что позволяет маневрировать с перегрузками от 40 до 100G и разворачиваться с угловыми скоростями до 150-170 град/с., что даёт возможность поражать истребитель противника, ушедший в заднюю полусферу. Это возможно не только благодаря уникальной маневренности этих ракет, но и за счёт больших углов прокачки координаторов инфракрасных ГСН, составляющих 90 градусов, а также благодаря применению пилотом нашлемной системы целеуказания.
Управляемая ракета ближнего воздушного боя V3E  "A-Darter", разработанная южноафриканско-бразильской корпорацией "Denel Aerospace Systems" вообще является самой высокоманевренной ракетой ближнего боя среди мировых аналогов. Её конструктивные элементы выдерживают маневрирование с перегрузками до100ед. Инфракрасная головка самонаведения ракеты двухдиапазонная (3-5 мкм и 8-13 мкм), что позволяет успешно селекционировать реальные цели на фоне тепловых ловушек и естественных помех. "Гром" способен нести и итальянские управляемые ракеты воздушного боя средней дальности "Aspide".
Экипаж самолета - один человек, длина -15 метров, размах крыла - 9,46 метра, высота - 4,77 метра. Максимальная скорость - 1910 км/ч. "Гром" может подниматься на высоту в 16,7 километра и имеет практическую высоту полета - 15,24 километра.


P.S. Покупка Айзербаджаном JF-17 "Thunder", это не просто бизнес сделка. Это оформление нового регионального лидера во главе с Баку, который уже не видит надобности в закупках российского оружия, рассматривавшегося Кремлем, как способ удержания Айзербаджана в зоне  своего политического влияния. Теперь, Баку больше не нуждается в посредничесте России по Карабаху.
Для России, приобретение Айзербаджаном JF-17 "Thunder, это не просто потеря рынка оружия и уход с Кавказа, как посредника на постсоветском пространстве, это еще и полный провал ВПК РФ в планировании развития и продаж боевой авиации.
Сделав акцент на производстве далеко не новых, дорогих, тяжелых и не самых технологичных истребителе марки "Су", Россия потеряла КБ "Микояна", как единственного поставщика легкого истребителя. А как следствие, она лишилась и рынков их сбыта. Ибо сегодня, лёгкий и не дорогой однодвигательный самолёт, пусть и не с самым новым, но эффективным двигателем, может иметь экспортный потенциал, превосходящий таковой у "Су"-30 или "Су"- 35. Т.к. на рынке большого количества небогатых стран, востребована легкая и динамичная машина, способная поддерживать высокую скорость в воздушном бою. Вместо "цирковой акробатики" лишающей истребитель инициативы из-за потери скорости.
Tags: "Гром". ВВС Айзербаджана. ВПК РФ., Авиация. JF-17 "Thunder"
Subscribe

  • "ПОДРЫВ СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТАБИЛЬНОСТИ" ИЛИ...

    "ПРОБЛЕМЫ ИНДЕЙЦЕВ ШЕРИФА НЕ ВОЛНУЮТ!" В 2001 году США объявили, о своем выходе из Договора об ограничении систем…

  • УКРАИНА ХОЧЕТ "РАФАЛЬ".

    ЖЕЛАНИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ. 14 июня 2021 года НАТО обсудит принятие Украины в Альянс на саммите в Брюсселе. Напомним, что В 2018 году НАТО…

  • РАКЕТОЙ ПО КРЕМЛЮ.

    ПОСЛЕ ДРАКИ КУЛАКАМИ НЕ МАШУТ! Пока российские СМИ смакуют "грандиозный" путинский парад с его ограждениями и автозаками, НАТО…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments