san_gennaro (san_gennaro) wrote,
san_gennaro
san_gennaro

Проблемы перевооружения российской армии.

                                                                ПРО САМОЛЕТЫ
Т-50 ПАКФА, получивший армейскую абревиатуру Су-57 так и не стал истребителем пятого поколения оставшись очередным 4+.Проект,в который было вложено почти 14 млрд.$ опоздал более чем на 20 лет,и вкладываться в него, похоже, уже никто не хочет! В свое время,Главнокомандующий ВВС России Александр Зелин объявил о прекращении программы ПАК ФА после 20-летних работ по причине возрастания затрат и технологических затруднений с целью создания перепроектированного единственного опытного экземпляра истребителя.Программа ПАК ФА уже сожрала 13,9 млрд долларов США.Предполагаемая стоимость каждого самолета взлетела от первоначальной цены с 30 млн долларов до  87,5 млн.Было признано, что ПАК ФА больше не вписывается в требования России по модернизации ВВС.Командование военной авиации заявило, что было бы лучше перенаправить освободившиеся деньги на модернизацию существующих самолетов.По мнению ВВС,необходимо, чтобы приоритетом по расходованию средств должны стать системы ПВО:
- "Такое решение было бы эффективным решением по усилению средств сдерживания", - сказал главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин. Он охарактеризовал смену приоритетов как  "большое решение, и это правильное решение"( http://www.militaryparitet.com/html/data/ic_news/160?!? ).Указанная по сноске статья была написана еще 17 апреля 2008 года!Так чего же стоили все последующие разговоры, включая заявления генерального директора компании «Сухой» Михаила Погосяна где в 2010 году он сказал:
_ "Я уверен, – что наш совместный проект превзойдет западные аналоги по критерию "стоимость-эффективность" и позволит не только укрепить оборонную мощь ВВС России и Индии, но и займет достойное место на мировом рынке"( http://nvo.ng.ru/armament/2010-02-05/1_5gen.html ). Неудалось.В результате,Индия потеряла интерес к самолету:
http://www.militaryparitet.com/ttp/data/ic_ttp/7809/ ). В Дели предпочли Т-50 французский "Рафаль":
- "Год назад ПАК ФА казался самым опасным истребителем в мире — сильнее и вдобавок дешевле, чем F-22. Но теперь России не по карману массовые закупки этого самолета, а в индийских ВВС проявляют растущее недовольство производственными задержками и низкокачественной сборкой", - пишет "National Interest".  ( https://russian.rt.com/inotv/2015-06-03/National-Interest-Armata-ne-izmenit ).Ранее считалось, что программа Т-50 будет экономически эффективна, если Индия приобретет не менее 250 самолетов и будет участвовать в НИОКР.
С выходом индусов из совместной программы (FGFA),ПАКФА лишился не только индийских денег(5 млрд.долларов),составлявших значительную долю финансирования, но и "места на мировом рынке".
Попытки же найти новых партнеров, которые предпринимались ранее, закончились не удачно.Еше В 2011 году самолет был предложен Кореи.Сделка не состоялась:
( http://www.koreatimes.co.kr/www/news/nation/2011/07/116_91281.html ).В 2012 году Т-50 предложили Перу.Не вышло.В 2013 году войти в Долю было предложено Бразилии.И опять не удачно:
( http://www.airrecognition.com/index.php/archive-world-worldwide-news-air-force-aviation-aerospace-air-military-defence-industry/2013-global-news-worldwide-world-international-air-force-aviation-/october-2013-global-news-worldwide-world-international-air-force-aviation-aerospace-/825-russia-proposes-to-brazil-a-joint-agreement-to-produce-sukhoi-t-50-pak-fa.html ).  А кулуарная борьба,в результате которой ОКБ "МиГ" было отстранено от программы создания истребителя пятого поколения (проект 1.44 МФИ) привели к тому,что 10 лет были"потрачены "бездарно".Амбициозная программа  расчитанная на производство более 1 тыс.Т-50 к 2050 году (http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/pakfa_pravda_i_mifu ),закончилась полным "пшиком", обещав выдать "на гора" аж целых 12 самолетов (одну эскадрилью) в 2017 году!
- " Первоначально Минобороны твёрдо рассчитывало приобрести 52 самолёта, потом обсуждалось количество более чем в 4 раза меньшее – 12 истребителей. В связи с этим становится очевидно, что на внутреннем рынке вооружения этот самолёт точно не окупится, а задержка с принятием на вооружение негативно влияет и на его экспортный потенциал":( https://versia.ru/prinyatie-na-vooruzhenie-istrebitelya-pyatogo-pokoleniya-otkladyvaetsya-na-neopredelyonnyj-srok ). Что и произошло:
- "Да, мы сокращаем закупку истребителей ПАК ФА, будет закуплена в ближайшие годы одна эскадрилья. В то же время мы будем увеличивать закупку истребителей Су-35, которые дешевле,но по своим тактико-техническим характеристикам на голову выше своих зарубежных аналогов...Лучше нам иметь задел в виде ПАК ФА и возможность потом продвинуться вперед, до конца выжав все возможности из истребителей поколения 4+ истребителей Су-30 и Су-35", - подчеркнул замминистра МО РФ Борисов.( http://www.rosinform.ru/tekhnologii/420978-voennye-otkazyvayutsya-ot-istrebitelya-pyatogo-pokoleniya-t-50/ ) Добавим, что"зарубежные аналоги" для Су-35, который якобы "на голову выше", заканчиваются уровнем последних версий F-15 "Игл" и F-16 с АФАР радаром которого у Су-35 просто нет!Не говоря уже о Т-50...
- " Разговоры о том, что отечественный радар с АФАР на подходе и его скоро начнут ставить на самолеты, идут еще с начала 90-х годов прошлого века, — отметил военный эксперт Алексей Рамм. — Понятно, что АФАР обязательно должна быть на самолетах пятого поколения...Например, в ВВС Турции радарами с АФАР укомплектованы многоцелевые истребители F-16. За счет этого турецкий F-16 может получить преимущество в воздушном противостоянии с российским Су-30М2, у которого радар менее функционален" ( https://iz.ru/news/606892 ).
Два года назад в 2015 году на выставке "МАКС-2015",заместитель главного конструктора радиолокационных систем НИИП Андрей Суханов заявил:
-"... что нет конечного срока, когда испытания (радара прим.авт.) будут завершены...конструкция радара является работоспособной, мелкие недочеты будут устранены".В том же году   Суханов утверждал,что:
- " Бортовая РЛС с активной ФАР для российского истребителя «Сухой» Т-50 готова на 99%"(https://vpk.name/news/139603_radar_dlya_t50_gotov_na_99.html ).На дворе уже конец 2017 года, а мы опять слышим те же песни в лице выше упомянутого, но уже гендиректора НИИП Юрия Белого о том,что "испытания радиолокационного комплекса идут полным ходом,причем без особых нареканий".Но заканчивает он так же, как и Суханов два года назад:
- " Вместе с тем, по словам Белого, на текущий момент точно не известна дата, когда испытания будут завершены".
( http://rossaprimavera.ru/news/sozdany-pervye-seriynye-obrazcy-radara-dlya-istrebitelya-t-50 ).Вопрос:что НИИП за два года 1% работ доделать не может?! И это при том,что в 2016 году Анатолий Синани( главный конструктор НИИ приборостроения имени В.В. Тихомирова) призывл воздержаться от попыток сравнений российской и американской (используется, к примеру,на F-35) разработок по причине минимального объёма данных о радаре с АФАР производства США! Как же можно говорить о превосходстве того же Су-35 над "аналогами"?
( http://www.e-news.su/in-russia/105017-v-rostehe-rasskazali-o-nachale-vypuska-radarov-s-afar-dlya-noveyshih-mnogocelevyh-istrebiteley-t-50-pak-fa.html ).Радара нет.А как следствие - нет и вооружения под новый радар.Ровно та же история и с двигателями ПАКФА. Их то же нет:
- "... для нового истребителя до сих пор так и не создан двигатель. Сейчас самые совершенные российские силовые агрегаты не дотягивают до западных аналогов, которые более технологичны и позволяют делать самолёты менее заметными, при этом быстрыми и манёвренными и экономичными.В результате российский истребитель пятого поколения летает на «промежуточных» двигателях АЛ-41Ф1(изделие 117.Этот двигатель был разработан еще в конце 1980-х годов для программы 1.44 (МФИ) КБ. Микояна прим.авт), то есть фактически на моторах предыдущего поколения, а это значит, что Т-50 не соответствует заявленным характеристикам... производить крайне дорогие Т-50 в "сыром" виде не имеет смысла": ( https://versia.ru/prinyatie-na-vooruzhenie-istrebitelya-pyatogo-pokoleniya-otkladyvaetsya-na-neopredelyonnyj-srok ). Так 8 Апреля 2015 "Russia Today" сообщала, что:
- "... сильными сторонами русского ПАК ФА является высокая маневренность, а недостатками – перегрев двигателя и ограниченная функциональность радара, который якобы может обнаружить присутствие другого самолета истребителя, но не способен захватить его в прицел ( https://ru.krymr.com/a/26945097.html ).Когда Россия получит  новые полноценные двигатели (изделие 30) - большой вопрос!
Заявления о том, что они будут устанавливаться на Т-50 (Су-57) начиная с 2020 года (!) вызывают серьезное сомнение. Ибо только "опытно- конструкторские работы по созданию двигателя второго этапа завершатся в 2020 году..."( http://topwar.ru/77251-.html ).Это не говоря уже о начале его серийного производства.Есть проблемы и с размещением вооружения внутри планера Т-50:
- " Загвоздка в том, что конструкторы хотят разместить ракеты внутри фюзеляжа...Это требует поиска дополнительных технических решений", — объяснил глава корпорации "Тактическое ракетное  вооружение" Борис Обносов.И это уже при готовом планере? А как же вы его проектировали?
Все это говорит о том, что ВКС РФ, в лучшем случае, получат 12 предсерийных (по сути опытных) образцов не соответствующих заявленным характеристикам.Использовать их как  "летающую лабораторию" без двигателей,БРЭО и вооружения соответствующих уровню пятого поколения, как минимум - спорно:
-  "...попытка не дожидаясь готовности штатного двигателя и других систем, провести большую часть испытаний новой машины выглядит, по меньшей мере, смешно. С технической точки зрения взять и заменить в самолёте один двигатель на другой не так то просто...При таком раскладе может поползти уже всё - от центровки машины до её
геометрических размеров и компоновки"(  http://www.proektnoegosudarstvo.ru/publications/pakfa_pravda_i_mifu ).
Состоявшийся 5 декабря 2017 года полет Т-50 с двигателями второго этапа "изделие 30" ответа на озвученные выше вопросы не дал.Говорить о соответствие "нового"двигателя пятому  поколению на примере 17 минутного полета пока рано.Предположительно это тот же самый промежуточный двигатель "изделие 117" с увеличенной тягой и улучшенной экономичностью. В любом случае раньше 2025 года его появление не планируется:
- "Ожидается, что новый двигатель выполнит свой первый полет на борту Су-57 в четвертом квартале 2017 года и должен быть готов к эксплуатации в 2025 году"( https://riafan.ru/922326-dvoinoe-uskorenie-pochemu-vks-rf-zhdut-vtoruyu-versiyu-su-57 ).
В условиях,когда F-22"Раптор" поднялся в воздух еще 7 сентября 1997 года (предсерийный), а на вооружение он поступил в 2001 году, Су-57, с учетом его "перспектив" явно опоздал. На  вооружении американских ВВС,сегодня 195 истребителей F-22.25 февраля 2011 года в воздух поднялся первый серийный F-35.В начале марта 2015 года со сборочного конвейера в Италии сошёл первый собранный за пределами США "Лайтнинг" (программа из 90 машин включая ВВС Голландии).Машина уже поставлется в Израиль и Норвегию.На очереди Канада, Великобритания,Австралия, Турция,Япония,Южная Корея и Дания (всего 3184 машины).34-я истребительная эскадрилья (авиабаза Хилл в штате Юта) укомплектованная истребителями пятого поколения F-35 "Lighting II",   достигла боеготовности в августе 2016 года.ВВС США хотят закупить 1763 истребителя (100 млн.$за единицу)этого типа.В 2020 году они перебросят первую эскадрилью F-35 в Европу на британскую авиабазу Лейкенхит. Отсюда вполне понятна позиция издания журнала "The National Interest":
- "В данный момент на вооружении США находятся свыше 170 истребителей F-22, в то время как Россия планирует построить 12 единиц к концу десятилетия...А пока маленькое число еще разрабатывающихся ПАК ФА Т-50 не сможет изменить баланс сил в воздухе в ближайшее десятилетие".
Поэтому одной из основных причин побудивших МО РФ начать закупку совершенно сырых и неготовых Т-50 довольно проста.Это попытка поддержать продажи нашей авиатехники в условиях растущей конкуренциии и отсутствия иностранных заказов.Особенно в свете последних неудач в Индии, где мы продавали 40% военной техники и провалили целый ряд тендеров.Этот рынок Россия просто теряет:
Что касается Китая, то он совершенно не заинтересован в массовых закупках техники из России.Тем более, что Китай уже презентовал своё «пятое поколение» J-20 и даже уже запустил третью  производственную линию на мощностях "Chengdu Aircraft Industry Group",которая будет выпускать до 36 истребителей в год.После завершения испытания двигателя нового поколения WS-15, предназначенного для серии J-20B, Китай планирует запустить ещё от 3 - 6 линий, обеспечив план в 500 истребителей пятого поколения до 2020 года:
( http://army-news.ru/2017/10/j-20-chernyj-orel-kitajskie-vvs-obognali-russkix-sokolov/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com ) Кроме этого корпорация авиационной промышленности Китая "Aviation Industry Corporation of China" из Шэньяна уже выпустила второй по счёту прототип многоцелевого истребителя пятого поколения FC-31 (J-31) для экспорта.Япония подняла в воздух свой "Mitsubishi" X-2, Южная Корея вместе с Индонезией разрабатывает "KAI" KF-X к 2020году, а Турция проектирует свой TF-X.
Перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА), вообще задвинули в долгий ящик, Ибо никаких возможностей для его создания у России просто нет.И в обозримой перспективе он  даже не просматривается.
- "Для создания ПАК ДА нет ни технологий, ни опыта. Как их получить? Можно десятилетиями возиться, но времени, похоже, уже нет. А производство модернизированного Ту-160 позволит и  технологии отладить, и опыт получить, и парк стратегической авиации пополнить...новый Ту-160 должен стать промежуточной машиной до появления ПАК ДА. Да, быстро развернуть производство нереально, но ведь и ПАК ДА еще и в чертежах нет" - считает военный эксперт Мураховский: ( http://nnm.me/blogs/koshaspb/aviazavod-s-blekdzhekom-ili-tu-160-budut-snova-proizvodit/ ).По его мнению "нынешнего количества Ту-160 явно недостаточно, чтобы нести боевое дежурство по советскому образцу — постоянно держать в воздухе на важнейших стратегических направлениях хотя бы 3 — 4 таких бомбардировщика".Тем не менее, эксперт задается вопросом: "насколько реально сегодня провести титаническую работу по перезапуску производства Ту-160? С одной стороны,как говорят некоторые, это утопия..."
Иными словами, вместо ракетоносца нового поколения, РФ пытается возобновить производство старого советского бомбардировщика ТУ-160.При том, что Россия почти полностью растеряла технологии его производства.Развалив все интеграционные связи на постсоветском пространстве РФ целиком провалила и программу импортозамещения.Ведь при создании "Белого лебедя" в СССР было задействовано около 800 предприятий со всей страны! Сегодня не набрать и половины...
- "Мы 23 года не собирали новых машин. Мы должны восстановить работу по производству двигателя", – сказал  заместитель директора ПАО «Кузнецов» Сергей Павлинич.Он отметил, что перед сборкой первого двигателя НК-32 серии 02 предприятие искало сотрудников, которые работали еще с первой серией двигателя:
- ""Когда мы собирали первую машину, мы искали людей, которые помнят это еще с тех времен. Их немного, но они есть" ( https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201710060937-lejd.htm ).
О каком ПАК ДА здесь можно говорить, когда по крупицам собирали еще старых советских специалистов?! Иными словами, ни о каком возрождении серийного производства речь не идет! Речь идет о попытке воссоздания еще советских технологий производства и сохранении коллектива (завода) для того,чтобы не отстать окончательно! Так называемое "серийное производство" это сборка одного из двух недостроенных планеров оставшихся на заводе еще со времен СССР из сохраненных заводчанами комплектующих! Агрегаты, долгое время простаивавшие без дела, были превращены в полноценный самолет:
- "Когда Борис Николаевич Ельцин объявил, что правительство больше не будет закупать Ту-160, ваш покорный слуга по поручению Минтимера Шариповича Шаймиева поехал в Москву, ведь заводу надо было чем-то жить...пробили постановление связанное с поддержкой завода, был вопрос о том, чтобы сохранить четыре задела, находившихся в разной степени готовности. В итоге мы их отстояли и когда на заводе работы не было, протолкнули достройку двух самолетов. Мы знали ценность этих заделов, убеждали кого надо. В Москве все смотрели на меня как на идиота: а зачем это нужно?!...ведь оснастку Ту-160, по сути, уничтожили" - рассказал "БИЗНЕС Online"советник премьер-министра РТ (Татарстан) Назир Киреев.И только благодаря рабочим завода:
-" Прототип стратегического бомбардировщика Ту-160 М2, изготовленный из советского задела на Казанском авиазаводе, впервые поднимется в воздух в феврале 2018 года...Самолёт с заводским номером 804, изготовленный из советского задела,выкатят из цеха окончательной сборки Казанского авиазавода и передадут на лётно-испытательную станцию в ноябре этого года..." ( http://aviation21.ru/prototip-tu-160m2-sovershit-pervyj-polyot-v-fevrale-2018-goda/ ) Все! Т.е.в 2018-м поднимут не полноценный новый Ту-160, а его прототип.Это будет всего лишь демонстрация того, что Россия пытается повторить технологии более чем 30-летней давности с небольшой модернизацией.
А ведь заводу надо будет научиться выпускать машину с нуля.Откуда тут сегодня серийное производство? Да еще при отсутствии новых двигателей? Правда СМИ усиленно муссируют слово "новый". Увы! "Новый"двигатель НК-32 серии 02 это всего лишь модернизация старого, еще "первой" серии"с целью повышения его экономичности (10%) и дальности (до 1000 км).Тем не менее:
- "Разговоры о восстановлении производства идут уже более 10 лет, но видимых результатов они не приносят.В 2016 году завод планирует выпустить 4-5 таких двигателей, предназначенных для оснащения стратегического бомбардировщика Ту-160, в период до 2020—2030 (!) годов российским военным будет поставлено несколько десятков НК-32. Сам двигатель НК-32 так и не был подвергнут существенной модернизации. Изменения запланированы в электронных системах НК-32, которым уже более 30 лет...Двигатель также был установлен на "летающей лаборатории" Ту-144ЛЛ. Разработка началась в 1977 году ( http://www.arms-expo.ru/news/predpriyatiya/modifitsirovannyy_dvigatel_nk_32_nachnut_ispytyvat_uzhe_v_etom_godu/?sphrase_id=12424465 ).При том,что будущее этого двигателя тесно завязано на китайские деньги в совместном проекте.Именно в целях удешевления стоимости двигателя НК-32-02 военно-промышленная комиссия продвигает российско-китайский проект дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. По словам Д.Рогозина,китайцы проявили к нему интерес.Главное, чтобы не вышло, как с индусами, и китайцы не поменяли бы его на
что нибудь более новое.Но выхода нет ибо:
- " с 2017 г. объем средств на вооружение будет сокращаться. А значит...придется искать альтернативу на гражданском рынке( https://utro.ru/articles/2016/09/13/1297076.shtml ).В этой связи информировалось,что к 2021 году должны быть завершены очередные ОКР по двигателю следующего поколения - НК-65( разрабатывали еще для украинского АН-124-100 "Руслан" ).
Правда и "следующее поколение" будет создаваться на базе того же модернизированного двигателя НК-32-02.
Что же касается упомянутого ПАК ДА, то концепция этой машины скорее всего будет основана опять на "старом советском" ТУ-160.В 2009 году МО РФ подписало соглашение с ОАО "Туполев" о проведении научно-исследовательских работ на основе конструкции Ту-160.Модернизированный Ту-160 М2 и будет тем самым ПАК ДА, но за меньшие деньги (с учетом его модернизации).Тем более, что подобные разработки были сделаны в рамках ОКБ "Туполев" еще в СССР. Было целых два проекта по стратегическому бомбардировщику с принципиально новыми скоростными и боевыми характеристиками:
- " Это такие проекты, как Ту-260 и Ту-360...даже были проведены опытно-конструкторские работы. Данные машины были, в целом, похожи на Ту-160, но отличались от него компоновкой, количеством и качеством силовых агрегатов"...Ту-260 создавался с расчетом достижения крейсерской скорости в 4 маха, а Ту-360 - в 6 махов...И здесь необходимо вспомнить, что вопрос двигателей вместе с отсутствием финансирования и стал в девяностые годы тем краеугольным камнем, который не позволил этим проектам осуществиться..."
(https://vpk.name/news/195365_novyii_belyii_lebed_stanet_prototipom_strategicheskogo_bombardirovshika_sleduyushego_pokoleniya.html ).Для "лебедя" двигатели есть, но старые.Ведь упомянутый НК-65 создается на базе НК-32.И весь оптимизм по поводу ТУ-160 М2 связан лишь с тем, что создание ПАК ДА, как принципиально новой машины затянулось бы на годы с неясными перспективами и выкачиванием и без того скудных средств из бюджета при полном отсутствии современных технологий.Поэтому и предпочли военные вместо "журавля" в небе - "лебедя" в руке.А по просту,ВКС РФ просто модернизирует 16 стоящих на вооружении Ту-160 М под М2 с обновленным двигателем НК-32-02.Ибо для полноценного производства Ту-160 М2 нужно полное восстановление и модернизация всех производственных мощностей.И только тогда это гарантируют выпуск целиком новых самолетов.  А так,при использовании сохраненного задела, Казанский авиационный завод сможет построить лишь несколько "тушек" и выполнить только малую часть от планов МО РФ,которому необходимо строительство полусотни новых машин (минимальная рентабельность), а для этого необходимо заново начинать их сборку с нуля.Серийный выпуск самолетов полностью новой серии (в лучшем случае) стартует только в начале следующего десятилетия, а пока Казанский авиазавод будет использовать существующий задел.Проектные работы по ПАК ДА начнутся,когда завод
закончит сборку самолетов из задела. Естественно, что все выше сказанное отлично понимают и за океаном:
- " Большие сомнения вызывает способность российской оборонной промышленности справиться с этой задачей (модернизация), особенно в условиях бюджетных трудностей, так как ей приходится  платить за военные действия...А если она начнет вкладывать деньги в глупости типа возобновления производства Ту-160, то денег на решение реальных приоритетных задач у нее останется  еще меньше." - Роберт Фарли (Robert Farley "The National Interest").И не будем забывать о сокращении программы финансирования ГПВ в 2017 году.А то получится, как в 90х...
Tags: ГПВ-2020, армия России, проблемы перевооружения.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments